Мінфін - Курси валют України

Встановити
16 квітня 2015, 9:52

Филипп Дюмель: что выделяет украинцев из всех европейцев, так это потрясающая способность к сопротивлению

Новый председатель правления УкрCиббанка впервые приехал в Украину более года назад и сразу же проникся симпатией к нашей стране. Своё решение возглавить украинскую «дочку» BNP Paribas он объяснил желанием поддержать украинцев в непростое время, а также стремлением принять новые вызовы.

Своё первое большое интервью в Украине Филипп Дюмель дал редакции «Минфина». Он рассказал о том, как банку удаётся преодолевать трудности на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, а также о том, как устроена работа банка в проблемных регионах.

Кроме того, Филипп Дюмель высказал своё мнение о будущем страны и о сильных её сторонах. По его словам, наиболее перспективными для инвестиций в Украине являются местные структуры мультинациональных компаний, агросектор и IT.

— Филипп, расскажите, насколько сильно крымская ситуация и проблемы в зоне АТО затронули банк? Выросла ли проблемная задолженность в Вашем банке, если да, то по каким причинам?

— Что касается Крыма, здесь история приблизительно одинакова для всех крупных банков в Украине. У нас было 23 отделения в Крыму, которые нам пришлось закрыть, на сегодняшний день они для нас безвозвратно потеряны. Что касается зоны АТО – нельзя сказать, что мы попрощались со всеми отделениями, часть из них – там, где ведутся боевые действия, – просто временно «заморожены». Там, где боевые действия не ведутся, наши отделения открыты.  

Эти решения пересматриваются в режиме реального времени: фактически каждый день мы меняем количество открытых/закрытых отделений в зависимости от того, ведутся или не ведутся боевые действия. Кроме того, клиентам с востока, точно так же, как и ранее крымским, было предложено перейти на обслуживание в другие отделения в других городах. Мы переводили счета из закрытых отделений в открытые. Скажем, крымских клиентов – в Николаев и Херсон, на востоке – в Константиновку, Дружковку, Славянск… Потери для бизнеса не настолько велики, насколько могли бы быть.

— Насколько невелики?

— Если мы говорим о розничном кредитном портфеле, то в Донецкой и Луганской области мы потеряли порядка 8%. Эти кредиты сегодня под большим вопросом. В то же время, просрочка по кредитам вне Крыма и Донбасса составляет менее 1%.

На руку нам сыграло то, что к кризису мы хорошо подготовились и заняли консервативную позицию в кредитовании, предлагали разумные ставки по срочным пассивам и акцентировали внимание на развитии в столице. Особая ставка была сделана на стабильные международные компании, с которыми BNP Paribas работает в 75 странах мира. Мы также уделяли и продолжаем уделять много внимания стремительно развивающемуся малому и среднему бизнесу.

Благодаря этим шагам мы значительно урезали риски, привив нашим клиентам понимание того, что надёжный международный банк не станет предлагать заоблачные ставки и самые дешёвые тарифы, но даёт полную гарантию сохранности средств, получения платежей и обеспечивает качественное европейское обслуживание. Поэтому и результаты наши намного лучше, чем могли бы быть.

— Как Вы считаете, сработает ли в украинских реалиях Ваш предыдущий опыт работы в Турции? В чём, по Вашему мнению, отличия и схожести работы на этих рынках?

 Можно сказать, что этот опыт пригодится, но он все равно совершенно другой. Даже с точки зрения напряжённости среды, в которой приходится работать. Для меня как представителя правления основным приоритетом (как и ранее в Турции) является безопасность сотрудников и клиентов.

А в экономическом и банковском плане различие Украины и Турции ещё большее – турецкая банковская система отлично капитализирована и упорядочена. Но ещё 13 лет назад она была как две капли воды похожа на украинскую – в этом и есть «свет в конце туннеля» для украинской экономики. Турки же смогли построить эффективную банковскую систему в условиях хаоса, почему бы украинцам это было не под силу?

— Тем временем, УкрCиббанк показывает убыток 4 квартала подряд. Как вы будете менять ситуацию?

— Что касается финансового результата, то здесь, откровенно говоря, можно говорить даже не о кварталах, а нескольких последних годах. Убытки банка связаны, в первую очередь, с экономическим положением самой страны – объективно говоря, ни один играющий по честным правилам банк не может быть успешней, чем экономика в целом.

При этом основная причина такого финрезультта достаточно очевидна –  это «наследие» прошлых лет в виде проблемных ипотечных кредитов, которые выдавались в валюте. Поэтому первоочередные меры, которые мы принимаем сейчас и которыми мы занимались все последние годы, – это меры по очистке баланса банка. Одной из активностей в рамках очистки баланса являются переговоры с валютными заемщиками, в частности по конвертации в гривню.

Параллельно с очисткой баланса мы работаем над коэффициентом доходов и расходов. В данной ситуации нам, естественно, необходимо урезать расходную часть и повышать доходную. Здесь для нас очень важным моментом является поддержка Группы, потому что несмотря на то, что банк пока ещё показывает не самые лучшие финансовые результаты, мы постоянно получаем полную поддержку. А поддержка международных акционеров – ключевой показатель надёжности как  для наших клиентов, так и для сотрудников банка.

И если отодвинуть в сторону цифры, то у УкрCиббанка на сегодняшний день классическая модель бизнеса BNP Paribas Group. Это та модель, которая  доказала свою успешность в остальных 74 странах присутствия Группы. Поэтому если закрыть глаза на наше «наследие» в виде проблемных кредитов, то по всем остальным показателям банк имеет отличную модель для эффективного развития.

— Собираетесь ли Вы что-то менять в организации бизнес-процессов в банке? Сокращать штат, оптимизировать структуру?

 - Так как конечная цель состоит в улучшении эффективности и повышении прибыльности банка, то процесс изменений носит перманентный характер. В последние годы мы адаптировали структуру, адаптировали свои процессы и будем продолжать это делать с целью повышения эффективности.

Дело в том, что положение вещей в Украине требует от нас реагирования в режиме «со дня на день», и строить какую-то очень долгосрочную стратегию достаточно сложно. Прогнозировать с горизонтом на 6 месяцев – это уже задача для очень серьёзного аналитика в Украине.

Что касается размера сети – мы работали над оптимизацией и раньше. Нам ещё предстоит закрыть несколько малоэффективных отделений, но мы также будем открывать новые, в частности премиум-формата.

В целом Украина уже прошла тот период, когда был бум роста числа отделений. На сегодняшний день страна «переоснащена» банковскими офисами. Глобальные тенденции предоставления банковских услуг говорят о том, что необходимо укрупнять отделения и повышать качество обслуживания в них, а не рассеивать малоэффективные точки по всей стране.

Периоды бурного роста и периоды кризиса чередуются с регулярной цикличностью. В Украине тоже не так давно был период бурной активности с открытием отделений. Сейчас же мы опять наблюдаем этап снижения такой активности. Кто знает, возможно через несколько лет в Украине появятся предпосылки для нового банковского бума.

— Откуда столько оптимизма к нашей экономике?

— В Турции тоже в 2000-2001 году был серьезный банковский кризис, когда система требовала полнейшей перезагрузки, и были приняты достаточно смелые решения, которые в итоге привели к огромному росту. Последние 10 лет, по сути, турецкий рынок был одним из наиболее бурно развивающихся, с самыми стремительными темпами роста. Я абсолютно убежден, что это рано или поздно должно случиться в Украине. Нужны реформы, но это случится. Именно это является источником оптимизма для меня.

— Какие банки в стране Вы видите своими главными конкурентами на финансовом рынке Украины?

— Когда мы сравниваем какие-то банки на рынке, нужно ставить в один ряд те финучреждения, которые имеют хотя бы относительно схожую модель ведения бизнеса и стратегию. Для нас это иностранные финансовые учреждения, похожие на нас, которым народ доверяет фактически так же, потому что за ними стоят большие финансовые структуры Запада. В первую очередь, это Райффайзен Банк Аваль, Credit Agricole Bank и UniCredit Bank. Эти банки также имеют большие розничные сети, этим они тоже похожи на нас.

— Каковы по Вашему мнению перспективы страны в ближайшее время? Какие из экономических проблем, являются основополагающими? Как их можно решить?

— В данном случае экономические проблемы неотрывно связаны с политической ситуацией в стране. Для восстановления экономики, естественно, необходимо доверие бизнеса и доверие иностранных инвесторов. Они могут вложить свои деньги в Украину, когда будут внедрены реформы, которые были обещаны.

— Какие направления экономики страны Вы считаете приоритетными с точки зрения вложения капитала? Ваш сценарий развития событий в экономике: пессимистический и оптимистический вариант?

— Говоря о возможных направлениях инвестиций, нужно, в первую очередь, держать в голове сильные стороны нашей страны. В нашем случае одним из наибольших конкурентных преимуществ является аграрный потенциал Украины. Говоря об агросекторе, можно подразумевать как выращивание продукции, так и переработку, сбыт и так далее. Всё это имеет большой потенциал.

Также последние годы многообещающим сектором является IT. Уровень украинских программистов позволяет стране занимать первые позиции рейтингов по возможностям развития бизнеса, высокоинтеллектуального бизнеса в том числе. Вообще интеллектуальный потенциал украинцев открывает большие возможности.

Вопрос заключается не в том, в какие направления инвестировать, а когда мы в них инвестируем. На сегодняшний день совершенно не понятно, когда это произойдет. Все завязано на политико-экономических сложностях, которые испытывает сейчас страна

Также активно развивается малый и средний бизнес. Но вопрос инвестиций в этот сектор также пока открыт.  

— Почему Вы выбрали именно Украину?

— Основная причина – изобилие новых вызовов. Они были и в Турции, но совершенно другие.  В Турцию я приехал руководить слиянием двух банков, в Украине вызовы другого характера — политические. Кроме этого, я убежден, что  украинцев стоит поддержать в ситуации, в которой они оказались. Для меня это честь. Я действительно хотел бы приложить руку к тому, чтобы Украина развивалась и пережила этот кризис, выйдя из него более сильной, чем она в него вошла.

— Какие впечатления у Вас от Украины?

— С тех пор, как я приехал возглавить УкрСиббанк, мне удалось посетить 9  разных регионов во всех частях страны. Больше всего, пожалуй, понравилась столица, поскольку после Стамбула этот город показался мне намного более релаксирующим, несмотря на то, что он огромный. В Стамбуле, в городе 15-миллионнике, постоянная перманентная пробка, непонятно сколько времени нужно потратить на то, чтобы куда-то доехать. Здесь в Киеве в этом плане намного комфортней. В Украине все города в целом мне очень понравились. Просто  хотелось бы больше времени, чтобы посмотреть всё в  деталях, но это время у меня еще будет.

— А что Вы думаете об украинцах?

— Украинцы совершенно не отличаются от всех остальных европейцев. Я работал и жил во многих европейских странах и убеждён в этом. Я родился на границе Франции с Германией, а также работал 4 года в Италии. При этом все эти люди мне кажутся абсолютно одинаковыми по уровню своего культурного развития. У меня не было ломки при погружении в украинскую атмосферу.

Что выделяет украинцев из всех европейцев, так это потрясающая способность к сопротивлению. Потому как во времена больших и не самых простых перемен в стране, во времена бедствий, во времена кризиса, люди выходят из этих ситуаций сплочёнными. Они встречают этот кризис вместе и борются с ним – это уникальное явление. Я такого не видел ни в одной стране Европы. Именно это вызывает восхищение в украинцах.

— И в завершение несколько личных вопросов. Какие у Вас хобби? Чем Вы увлекаетесь?

— Мне тяжело усидеть на одном месте, я люблю поддерживать себя в форме, поэтому занимаюсь спортом. Из любимых видов спорта – плаванье и скалолазание. Кроме этого, я играю на фортепиано.

— С кем из  семьи Вы приехали? Кто поддерживал Вас при принятии решения работать в Украине?

— Моя жена тоже здесь, для меня очень важна была её поддержка в принятии решения о переезде в Украину. Это было эпохальное решение для семьи. Она поддержала меня и приехала со мной. У нас с ней пятеро детей в возрасте от 23 до 26 лет, трое из них работают во Франции, двое в следующем году только заканчивают университет, тоже во Франции. Мы договорились, что будем собираться всей семьёй при первой же возможности. Их поддержка позволяет мне ставить перед собой максимальные цели.

Беседовала Ольга Левкович

Коментарі - 4

+
+15
Cez
Cez
16 квітня 2015, 17:25
#
5 детей примерно одинакового возраста — красавчик, вместе с женой!
А по поводу одинаковости украинцев и любых других европейцев мне трудно согласиться — где Европа и где Украина.
У нас люди привыкли думать, что в этой стране от них ровным счетом ничего не зависит, и что все всегда будет по-прежнему, то есть плохо.
Но правительство страны есть отображением ее народа.
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
18 квітня 2015, 15:53
#
«Украинцы совершенно не отличаются от всех остальных европейцев»

Он однозначно прав и могу объяснить почему…
У него определенный и специфический круг общения — это сотрудники и клиенты банка — представители юрлиц, среднего, малого бизнеса и ФОП — т.е. самая активная и наиболее прогрессивная часть украинского общества.

Его жена большая умничка и в свое время изрядно напряглась, ведь родить пятерых за четыре года это дорого стоит даже по здоровью…
+
0
SARM
SARM
19 квітня 2015, 2:26
#
+7

Человек прав абсолютно во всём.

Касательно схожести украинцев с европейцами соглашусь с Qwerty1999 и дополню. Все точно так же сравнивают Европу с Украиной через призму туризма или бизнес-отношений. Если заехать к «пересічним» европейцам в гости в городе или в селе, то вы удивитесь насколько там немец, итальянец или француз похожи на наш аналогичный контингент населения. Также в сёлах Европы вы увидите «выработанных» за годы тяжкого труда на земле селян, покушаете из одной тарелки сначала первое и потом второе, услышите скверные слова, вам предложат посидеть за парочкой бутылок вина, увидите молодёжь, у которой нет времени на FB и т.п. И там есть также огромное количество людей, которые уверенны, что ничего от них не зависит. Представьте себе, но «пересічний» немец, итальянец и француз так же уверенны, что политики воруют и с каждым днём ухудшают их жизнь. Так что Украина — абсолютно европейская страна.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
23 квітня 2015, 0:29
#
« И там есть также огромное количество людей, которые уверенны, что ничего от них не зависит.»

С немецкими не общался а с венгерскими фермерами пришлось.
И они мне не показались забитыми и уж очень неуверенными в своих силах.
Как раз наоборот, мы сделали и то и это, тут решили, там постановили и главное, что все это не только для получения максимальной прибыли, а и для сохранения окружающей среды, и что бы в речушке и дальше водилась форель, а вдоль берегов рос кустарник и деревья для укрепления склонов и против размывания — а ведь это непроизводительные затраты, как для наших чудо-фермеров, ради сиюминутной прибыли уничтожающих все живое в округе.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися