Мінфін - Курси валют України

Встановити
17 грудня 2014, 16:32

Зачем нужна продажа валютной выручки

Постановлением №758 от 1 декабря НБУ продлил обязательную продажу валютных поступлений на уровне 75% до 3 марта 2015 года. Так государство пытается нормализовать обстановку на валютном рынке и восполнить золотовалютный запас. Еще в августе Нацбанк обязал экспортеров продавать 100% валютной выручки, но в конце сентября понизил планку на 25% и в дальнейшем продлевал сроки действия требований таких продаж.

Зачем нужна продажа валютной выручки
Фото: shutterstock.com

Отечественные экономисты в основном поддерживают такие регуляторные меры Нацбанк – ведь это его стандартная реакция на сильный отток валюты из страны. Стоит вспомнить, что в 2012 году НБУ под руководством Сергея Арбузова уже предпринимал такие шаги, только тогда экспортеров обязали продавать лишь 50% выручки, чтобы сократить дефицит платежного баланса. В нынешней нестабильной ситуации, как убеждены некоторые эксперты, НБУ следовало бы обязать экспортеров продавать 100% валютной выручки.

«В кризис вводить регулятивную норму об обязательной продаже валюты — абсолютно правильная мера. Я вообще считаю, что в условиях зажима выручки экспортерами нужно ввести ее 100% продажу во время кризиса. Они всегда не торопятся продавать ее, когда курс растет», — дает оценку происходящему экономист Михаил Кухар. 

При этом он заметил, что когда курс был стабилен, а рынок спокоен, как например, в отдельные месяцы 2007 года, украинские экспортеры сами продавали от 70% до 90% выручки без всякого принуждения.

Солидарен с аналитиком и председатель Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Он уверен, что когда ЗВР страны не превышает 10 млрд долларов, то нужно предпринимать любые меры по предотвращению оттока валюты с рынка.

«Я убежден, что при таком давлении на курс, которое существует сегодня, нужно было установить продажу валюты на отметке в 100%, а не 75%», — говорит Сугоняко.

Вместе с тем экономист отмечает, что девальвационные процессы были выгодны экспортерам, но на сегодняшний день они только продают украинскую продукцию, а выручку из-за границы не возвращают – ждут, когда гривна по отношению к доллару еще больше упадёт.

Нестандартный украинский случай

Итак, если постановление НБУ о продаже ему большей части валютной выручки экспортеров является рациональным, то это действие должно восстановить баланс спроса и предложения на валютном рынке. Но почему при продолжительных «пожарных» мерах регулятора валютные торги на межбанке характеризуются низкими объемами и активностью?

Исполнительный директор центра социально-экономических исследований Case-Ukraine Дмитрий Боярчук полагает, что «украинский случай» — нестандартный. Потому что если раньше компании свою выручку и так продавали, — без всяких ограничений и по своему желанию, — то летнее требование о продаже 100% своих денежных поступлений их отпугнуло.

«Сейчас на валютном рынке ощущается проблема с ликвидностью. По статистике вроде бы экспорт из Украины есть, а валюта к нам в достаточном количестве не приходит. Экспортные компании берегут себя от девальвации, оставляя выручку за границей как можно дольше», — рассказывает Боярчук.

Эксперты говорят, что экспортеры прибегают к неким «схемам», чтобы не отдавать полученную валюту. Как правило, экспортеры большую часть валютной выручки не возвращают, а если и возвращают, то очень-очень мало. Если «цена вопроса» дешевле, то можно вообще не возвращать выручку. Никто же не отменял хитрые схемы.

Вместе с тем еще год назад на рынке продавалось за день 1,5–2 млрд долларов, в то время как сегодня - 150-200 млн долларов. Причиной этого может быть то, что сегодня украинский бизнес испытывает большую нагрузку.

Как правило, валюта на рынке «крутится» сама по себе. Когда экспортеры знают, что она может свободно заходить и уходить, они чувствуют себя спокойно, когда валютный рынок работает нормально, не боятся проблем на таможне, конфискации товара и налогового давления. А сейчас всего этого бизнес опасается и применяет «схемы».

Кроме того, как замечает экономический обозреватель и эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко, многие значимые экспортеры являются одновременно и импортерами. То есть экспортируют свою продукцию, но закупают те импортные материалы, которые нужны для ее производства. Однако из-за курсовых скачков компании значительно теряют в средствах.

«Например, есть классическая схема: экспортерами являются компании-производители зерна, но они же являются при этом импортерами минеральных удобрений. Для покупки им нужен доллар. Но сегодня они, приобретая валюту, теряют на разнице курса. У нас его волатильность в течение суток может быть до 5%. То есть прибыль от такой трансакции исчезает напрочь. Плюс нужно заплатить налог на покупку валюты в размере 0,5%. И эти 0,5% теряют абсолютно все участники на каждой промежуточной операции покупки», — объясняет Гаврилечко.

По словам эксперта, когда импортер теряет деньги на закупке валюты, то свои риски он будет закладывать в цену товара. Соответственно, себестоимость увеличивается, и украинцы получат более дорогой продукт. В то же время, экспортеры недосчитываются денег на покупку каких-либо комплектующих, которые нужны им для работы в Украине. Так, они становятся менее конкурентоспособными и прибыль их падает. А если она падает, то государственная казна получает меньше налогов и дефицит госбюджета, растет.

«Получается вилка: нужно сокращать дефицит и урезать госрасходы. Это подразумевает сокращение соцплатежей, вследствие чего внутренний рынок еще больше проседает, и мы получаем уменьшение внутреннего товарооборота, налоговых поступлений и рост дефицита бюджета», — прогнозирует Гаврилечко.

Это приводит к тому, что дефицит приходится погашать внутренними и внешними займами. А увеличение их объемов ведет к увеличению госдолга Украины. Чтобы его обслуживать, приходится отдавать какую-то часть ЗВР. В конечном счете, Нацбанк принимает решение вмешаться, и весь цикл повторяется заново.

Как восстановить рынок

Задачей номер один для Украины, по мнению аналитиков, должна быть нормализация макроситуации. К примеру, Дмитрий Боярчук заявляет, что в условиях плавающего курса требуется создать для предпринимателей инструменты хеджирования. Импортеры не должны нервничать по поводу того, по какому курсу они будут покупать валюту через некоторое время. Потому что сейчас экспортеры, наблюдая за их действиями и поведением, а также потенциальным с их точки зрения ростом курса, напротив, не стремятся ее продавать.Таким образом, нет ориентиров и гарантий ни у импортеров, ни у экспортеров.

Юрий Гаврилечко, между тем, предлагает следующее: уменьшить налогооблагаемую базу и упростить систему администрирования налогов; привести финансовый и бухгалтерский учет к единому знаменателю — разделить функции ведомств по сбору налогов, контролю за их уплатой и разработке новых налогов. 

Очевидно, что для вывода украинской экономики из штопора и восстановления валютного рынка правительством должны быть созданы нормальные и удобные условия для работы бизнеса — крупного, а также малого и среднего, с повышением роли последнего в экономике.

Виктор Гаценко

Коментарі - 5

+
0
namoemitofo
namoemitofo
17 грудня 2014, 17:36
#
«Получается вилка: нужно сокращать дефицит и урезать госрасходы. Это подразумевает сокращение соцплатежей, вследствие чего внутренний рынок еще больше проседает, и мы получаем уменьшение внутреннего товарооборота, налоговых поступлений и рост дефицита бюджета» — и пустые полки в импортоориентированном торговом бизнесе уже через короткий период.
Захотите купить что либо, а нету. А если есть- цена в $. Привет из 90х
+
+8
StNekroman
StNekroman
18 грудня 2014, 14:56
#
Это просто рекет и бандитизм.
Вот и всё вам статья.
Даже серьезно обсуждать этот бред не хочется.
+
0
Олексій  Гордій
Олексій Гордій
18 грудня 2014, 19:14
#
Аха, а фьодаричь бельій и пушистьій бьіл.
+
+10
Qwerty1999
Qwerty1999
19 грудня 2014, 9:08
#
При хведоровиче почти все экспортеры были свои дружбаны, а по дружбе можно и на мелкие курсовые потери пойти — ведь дружба дороже всего…
+
+1
fruler
fruler
29 грудня 2014, 9:39
#
Интересно, что банки могут скупать валюту (у своих же клиентов обязательные 75%) за безценок и никому дальше не продавать — мол «валюты нет». Так что с обязательной продажей валютной выручки нужно поднапрячь и банки, т.к. пока на этом выигрывают только они — не государство. Но пока НБУ это не делает, а всячески поощряет банки, помагая им в ущерб клиентов, складывается ощущение, что кое-кто там ох как в доле!
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися