Во всем мире уже более полумиллиона человек выбрали электромобили в качестве средства передвижения. Безусловно, пока что это лишь капля в море по сравнению с общим числом авто на нашей планете, которое еще в 2010 году перевалило за миллиард. Тем не менее, тенденция налицо: электрокары все чаще воспринимаются как полноценное средство передвижения, а не дорогая игрушка для «покататься, пока не сядут батарейки».
Тихие и безвредные: что скрывают под капотом электромобили?
В то же время, в Украине электромобили остаются уделом немногочисленных владельцев (на всю страну их насчитывается несколько сотен), которые заботятся о внешней среде, не боятся зависимости от розетки и стереотипов, коими окутаны транспортные средства на электрической тяге, что во многом связано с отсутствием инфраструктуры и профессионального сервиса.
«Минфин» решил выяснить некоторые интересные факты об электромобилях. А также развенчать некоторые мифы.
Факт 1. Цена вопроса
Наверное, одно из наибольших заблуждений заключается в том, что для того, дабы пересесть в электромобиль, нужно отдать безумные деньги. Однако, даже те немногочисленные авто, которые продаются в Украине, не пугают ценниками. «Ценовой диапазон очень широк. От американской Tesla за 150000 долларов и до безвестных индийских экземпляров стоимостью в 5000 долларов», — приводит пример коммерческий директор компании «БИО Автомотив» Сергей Богуш.
Например, крошечный Renault Twizy стоит менее 100 тыс. гривен, авто китайских брендов Selena и EVA — от 140-160 тыс. гривен. И даже Nissan Leaf, который считается одним из первопроходцев среди электромобилей, вполне укладывается в бюджет средней украинской семьи. Его стоимость в Украине — чуть более 300 тыс. гривен.
К тому же, можно не тратиться на покупку автомобиля, а попросту переоборудовать своего «железного коня» с двигателем внутреннего сгорания. Бюджет на такое переоснащение — в пределах 120-300 тыс. гривен. И машина вроде бы своя (мотор можно поменять хоть у «Жигулей» или «Ланоса»), но зато с новым «сердцем».
Факт 2. Экономия
Насколько выгодно пользоваться электромобилем? Без калькулятора явно не разобраться. Итак, среднестатистический автовладелец, который пользуется авто ежедневно и в выходные, за год «накатывает» около 15 тыс. км. При нынешних ценах на топливо, и минимальном расходе даже 7 литров/100 км, годовые затраты на содержание автомобиля составляют около 24-25 тыс. гривен. Прибавим сюда ТО, замену резины, и получим все 30 тыс. гривен в год. Если не больше. При этом цена 1 км пути составит не менее 1,7 гривны. Стоимость зарядки электромобиля составляет около 10 гривен, ее хватит на 100-150 км хода. То есть, 1 км пробега обойдется приблизительно в 10 копеек.
Факт 3. Содержание
Безусловно, резину у электромобиля тоже нужно менять. Но техобслуживание, к примеру, проводится значительно реже, а износ многих элементов авто гораздо меньше. «Основные затраты приходятся на диагностику ходовой, замену охлаждающей жидкости, профилактику системы кондиционирования. Колодки и тормозные диски почти не задействуются, так как работает рекуперация «двигателем», что приводит к подзарядке авто во время движения. А колодки соприкасаются с дисками только для фиксации автомобиля во время полной остановки», — рассказывает заместитель директора по продажам компании «Торговый дом — Нико» Сергей Байдачный. В двигатель же раньше 40 тыс. км соваться и вовсе не придется.
Факт 4. Скорость и динамика
Славянская душа любит скорость и резвую езду. И на первый взгляд многие электромобили выглядят гужевыми повозками на фоне всяких «мерсов», «бумеров» и «кайенов». Например, самые дешевые модели электрокаров комплектуются двигателями 5-10 кВт, что в переводе на лошадиные силы составляет всего лишь каких-то 15-20 «коней», их максимальная скорость движения не превысит 50-60 км/час. Авто более солидных брендов, таких как Nissan, Renault или Mitsubishi, оснащены вполне взрослыми моторами, которые «выкручивают» до 70-80 л. с. А ставшая уже легендой Tesla — компания из Кремниевой долины — добилась того, что силовые агрегаты ее электромобилей могут похвастаться сотнями лошадиных сил под капотом и разгоном до 100 км/час за считанные секунды.
Факт 5. Далеко ли уедем?
Один из самых больших недостатков электромобилей — дальность хода. Даже в дорогих моделях она составляет 300-400 км на одном заряде максимум. Не так уж и много, особенно для дальних поездок. К тому же учитывая, что стационарных зарядных станций по Украине — раз-два, и обчелся. Поэтому будет очень неприятно застрять где-то с севшими аккумуляторами в чистом поле. Именно потому электрокары воспринимаются пока что как городские спутники. Но если правильно спланировать маршрут, с несколькими остановками, то автомобиль можно подпитывать от обычной, бытовой розетки. «Сделать это можно в ресторане или отеле. Я так иногда и поступаю», — рассказывает один из первых украинских владельцев электрокара Александр Туз. Единственное «но» — время полного заряда составит до 6-8 часов. Поэтому остановку придется делать достаточно длительную.
И еще несколько фактов об электромобилях:
1. Работа электродвигателя практически бесшумна, поэтому услышать «рычание» электромобиля не получится;
2. Электрокар может использовать всего одну передачу для движения на любой скорости, поэтому понятие «коробки передач» для этих авто фактически отсутствует;
3. Ресурс аккумуляторов электромобиля — около 100 тыс. км. То есть, они вполне способны прослужить 8-10 лет.
4. Батарея электромобиля может зарядиться на 80-90% всего за 30-40 минут. Но только от специальной станции высокой мощности.
Виктор Стуков
Коментарі - 7
300-400 км. на одном заряде вы никогда не проедете. Ездил на том самом Лифе и говорю абсолютно ответственно. Если вы собираетесь проехать 100 тысяч км. за 8-10 лет, то не стоить экономить на бензине и лучше купить себе большой, тяжелый джип-внедорожник в котором ваши шансы выжить в наших реалиях удесятерятся (как минимум). Безопасность — самое главное.
Электромобили выпускаются для развитых авторынков и интересны исключительно для систем по типу американского автолизинга. Вы берете авто на 1 -3 года платя ежемесячный взнос и используя авто в некоммерческих целях. По окончании срока вы ни о чем не думая сдаете его и пересаживаетесь в новое авто. Во всех других случаях, а тем более в украинских современных условиях электромобиль — неинтересен