Мінфін - Курси валют України

Встановити
16 червня 2014, 9:25

Крым без ретуши: что происходит в экономике полуострова

Тотальный дефицит привычных товаров, заоблачные цены, нехватка рабочих мест, массовые увольнения и сворачивание бизнеса. Таковы новые экономические реалии полуострова после проведения референдума и аннексии Крыма. Украинские компании покидают полуостров. Российские инвесторы, желающие развивать крымскую Ривьеру и рай для любителей азартных игр, на границе в очереди пока не толпятся.

Наталья Бойченко
Наталья Бойченко



Как происходят экономические трансформации на аннексированном полуострове? Личные наблюдения из жизни простых людей — во второй части нашей беседы с Натальей Бойченко. Инициаторы референдума обещали повышение благосостояния после «развода» с Украиной и присоединения к России. В первой части нашей беседы вы рассказали о разочарованиях, с которыми уже столкнулась туристическая индустрия Крыма. 





 
Что сегодня видят рядовые Крымчане? Чиновники, предприниматели…

Разочарование уже пришло, хотя наши опасения рисовали его появление только осенью. Вот уже моя знакомая, которая раньше работала в госадминистрации, сейчас очень тревожится о своем будущем. Она не ходила на референдум (несмотря на то, что она этническая русская), она не спешила с получением российского паспорта. Но когда стало очевидно, что Крым уже стал «сильно русским», вместе с матерью они написали заявление  и получили российские паспорта.

Сотрудников городских администраций успокаивали: «Никаких проблем не будет, где человек работал, там же он будет работать, только уже в новой российской системе». Позже стало известно, что российская структура совсем иная. Не все сотрудники там могут считаться находящимися на госслужбе, соответственно некоторые из них, скорее всего потеряют этот статус. Но и это не все. Руководителями вновь создаваемых структур начали назначать профессионалов-управленцев, которые стали прибывать из различных российских городов. Да и позиции многих специалистов стали открываться только для россиян из России. Стало очевидно, что старые сотрудники просто не знают многого, что необходимо для работы в российских структурах государственного управления. Возможно, для подобной ротации есть и другие причины. Можно догадаться: как минимум им не очень доверяют новые власти. Тогда и стало очевидно, что большинство «старых» людей из государственных структур вынуждены будут уйти. Им очень просто объяснили причины увольнения: «Вы не компетентны во многих вопросах».

Моя знакомая теперь говорит, что началась паника, а многие люди уже сожалеют о том, что приняли сторону России: они в полной растерянности, не знают, что будет с ними, что будет в Крыму, что будет в стране. Многим оставалось доработать два-три года до пенсии, а сейчас непонятно смогут ли они вообще работать.

Первые «покращення» после объединения с Россией оказались для жителей полуострова неприятным сюрпризом
Изменения начались с оставшегося в наследство украинского государственного аппарата?

Сначала депутатам, которые проголосовали за проведение референдума, пожали руки, и сказали, что в их услугах больше не нуждаются, их партии тоже больше не нужны. Потом эта волна дошла до госадминистраций, о которых мы говорили, то же коснулось других государственных служб — налоговые, прокуратуры. Наши знакомые из России иногда просто ошарашивают нас такими вот вопросами: «А что у вас там вообще нет специалистов?? У нас здесь объявления висят, что «в связи с вхождением Крыма и Севастополя в РФ, нужны специалисты для работы в налоговых органах».  В голове возникают вопросы: «А что будет с нашими специалистами? Что теперь делать им?»

А что происходит в компаниях, в частном бизнесе?

Очевидно, что бизнесу в Крыму сейчас еще тяжелее. Здесь пока еще очень мало российского бизнеса. Раньше на полуострове работал преимущественно украинский бизнес. Теперь Крым Украиной признан временно оккупированной территорией. Он стал зоной правового вакуума. Зоной, где стало крайне сложно, часто просто невозможно, соблюдать украинские законы. Национальный банк Украины запретил банкам Украины осуществлять деятельность в Крыму до завершения российской оккупации. Соответственно, многие украинские предприятия также были вынуждены уйти, закрыться, людей массово увольняют.

Многие бренды, как например магазины Intertop, испанский ритейлер одежды Inditex закрываются, уходят с крымских коммерческих площадок,  прекращена работа трех заведений общественного питания McDonald’s. Под вопросом деятельность других сетей. Стало известно, что украинские АЗС начали сворачивать деятельность в Крыму, «Воля-Кабель» уже объявила, что с 1 июля 2014 года прекратит предоставление услуг на территории Крыма. Чуть раньше мы узнали, что компания CDMA-оператор PeopleNeт принял решение свернуть бизнес в Крыму.

Все ждут, что вместо украинских и европейских сетей придут российские. Очевидно, что российские торговые сети хотят работать в Крыму. Они изучают рынок полуострова, но пока не спешат на него выходить. Видимо, для этого нужно куда больше времени, чем мы все готовы ждать. К счастью, представители продовольственного ритейла (Fozzy, Novus, «АТБ», «Велика Кишеня», другие) пока продолжают работу на полуострове. Неоднократно возникали слухи о закрытии либо прекращении работы на период перелицензирования этих сетей. Каждый неожиданный перерыв в работе продуктовых супермаркетов, обеднение ассортимента на полках автоматически вызывает тревогу жителей Крыма! Но пока эти сети работают и это, конечно, радует и обнадеживает.

Получается, для российского бизнеса освобождаются весьма привлекательные сферы деятельности?

Сами крымские предприниматели, уверяют что хотели бы сохранить свой ​​бизнес на полуострове.  Сегодня многие украинские ретейлеры имеют большое преимущество перед своими российскими коллегами, т.к. их магазины расположены на самых привлекательных площадках полуострова.  Пока еще это так. Но оставаться на полуострове и продолжать находиться в зоне исполнения украинского законодательства все сложнее. Существует немало и других препятствий для нормальной работы, прежде всего, беспрецедентное  политическое давление. Но, как мне кажется, эти же проблемы будут актуальны и для больших российских брендов. Вероятно, поэтому мы и можем наблюдать столь неторопливый приход российских компаний в Крым. Для Украины и большей части мира Крым — это временно оккупированная украинская территория. Подобная формулировка таит в себе немало неудобств для бизнеса. Но в случае если крупные российские игроки (типа «Мега», «Лента», «Метро», «Магнит» и мн. другие) примут решение выйти на крымский рынок, думаю, список исчезнувших с этого же рынка украинских компаний значительно увеличится.


Новые времена — новые люди: после смены армии, на полуострове сменят весь государственный аппарат, оставшийся в наследство от Украины

Сейчас много говорят о повышении цен в Крыму, как реально выглядит ситуация?

Цены выросли. Даже не так, они постоянно растут. И это только половина большой проблемы. Растут цены, и одновременно с этим беднеет ассортимент. Сейчас многие товары просто отсутствуют на полках, уменьшился выбор, количество видов и брендов. Покупатель уже не может выбирать, а вынужден брать то, что присутствует в продаже. По поводу цен. Во-первых, в связи с курсом доллара цены выросли, как и везде. Во-вторых, доставка товаров из Украины стала дороже. В некоторых ситуациях товар вообще может не доехать до места назначения.

В принципе, украинские компании пока держатся, и цены изменили, но далеко не на все товары. Но нельзя не заметить, что на некоторые лекарства, к примеру, цены повысились в 2-3 раза, продукты подорожали в среднем на 25-30%.  Рано или поздно, в Крым придут российские товары, но они совершенно непредсказуемы для крымчан: непонятно когда привезут, что именно привезут, неизвестно по какой цене. Я сама могу в одном городе находить абсолютно разные цены. Мы не привыкли бегать по городу и сравнивать цены. И поэтому все чаще попадаем в ситуацию, когда нужно купить молоко для ребенка, находишь его по 25 грн, покупаешь, совершенно уже не думая о том, что вероятно можно найти молочку в другом магазине и на много дешевле.

Как обычные люди выходят из положения?

В таких условиях жить спокойно, нормально практически невозможно. Даже сложно выехать в Херсон, чтобы там купить все необходимое. Неизвестно — пустят ли меня обратно в Крым. И такая неопределенность во всем. Люди, по сути, живут в оккупации: кого-то могут не пустить на материк, кому то вообще поставили «запрет на въезд в Украину». Даже у тех, кто нашел выход в том, чтобы просто собраться и уехать из Крыма, осталось масса нерешенных вопросов.

Как работают банки в Крыму, с какими проблемами столкнулись люди, когда начались все эти политические перипетии?

Из-за остановки банковской системы здесь все и рухнуло. У людей были не только кредиты, некоторые хранили деньги в банках. Приватбанк, Надра банк и многие другие банки сначала обещали, что нужно неделю подождать. Что вот скоро они перелицензируются в Москве и продолжат свою работу. Оказалось, что существует масса препятствий как со стороны Украины, так и со стороны России.

НБУ еще в мае запретил банкам работать на оккупированной территории и обязал украинские банки свернуть деятельность на полуострове до 6 июня. Российские Сбербанк и ВТБ и российско-кипрско-украинский Альфа-банк также прекратили деятельность в Крыму, не желая рисковать зарубежными, том числе и украинскими активами. Сеть других российских банков еще не развернута. Вероятно, страшатся международных санкций.  

Сложности уже ощутили и банкиры, и бизнесмены, и потребители. Работающие сегодня пункты по выдаче наличных часто не справляются с большим наплывом  посетителей. В эти банки постоянно выстраиваются огромные очереди. Безусловно, очень горько видеть мучение тех людей, особенно пенсионеров, которым выдают не более 250-300 грн. в день. Тем не менее, и. о. губернатора Севастополя уверял горожан, что решение будет найдено! Решение таки было найдено. 13 мая в Артиллеристской бухте Севастополя пришвартовался паром «Капитан-лейтенант Казарский» с 20 банкоматами дочернего украинского банка Сбербанка России на борту.  Надеюсь только, что это решение переходного периода и вскоре крымчане смогу цивилизовано осуществлять все финансовые операции.


Демонстрации за независимость Крыма плавно перешли в пикетирование банковских отделений

 

А как же погашать кредиты, если система парализована?

У меня лично вышла интересная история с ПриватБанком. Еще в фервале у меня образовался кредитный долг по карточке ПриватБанка. Но банки отделения Привата прекратили работу в Крыму и погасить свой долг я просто не успела. Как добропорядочный клиент банка я очень тревожилась по этому поводу и попросила знакомую в Киеве чтоб она внесла оплату кредита на счет моей банковской карты. Знакомой это также не удалось, т.к. моя карта (как и карты всех крымских клиентов) оказалась заблокирована. Но в банке уверяли, что приехав в Украину и лично написав заявление о перерегистрации счета, я легко смогу погасить кредит. Увы! Как я сама убедилась — это невозможно. По приезду в Киев, я на второй день была в банке. Там заведующая одного из филиалов ПриватБанка вежливо и доступна объяснила: взять у меня деньги на погашение кредита они не смогут, т.к. в банке пока не выработано общее правило работы с крымскими клиентами. Также сообщили, что если бы я изменила регистрацию, банк смог бы продолжить работать со мной, а с гражданами Крыма они работать не могут. То есть, для банка я перестала быть гражданином Украины. Подобные проблемы пока не имеют понятных решений. Все что я сейчас могу, ожидать решения банка.

Что говорят вкладчикам банков — кто и как будет возвращать депозиты, которые были у крымчан в украинских банках?

Россия пытается нас убедить, что защитит вклады. Вкладчикам крымских банков, имевших украинскую лицензию, возвращать депозиты будет Фонд защиты вкладчиков, созданный в апреле этого года. Фактически ФЗВ за деньги Центробанка выкупает обязательства украинских банков, чтобы затем взыскать эти средства с банков через суд. Сейчас идет активный сбор заявлений от вкладчиков украинских банков. В мае начались первые выплаты компенсаций. На сколько я знаю, на практике пока людям выдали символические суммы.

А как же тогда вносить коммунальные платежи? Тоже через российские банки?

Сначала у нас вообще была неопределенная ситуация, как оплачивать все эти услуги. У меня в первое время даже возникали мысли поехать в Украину, и там оплатить счета за использованную электроэнергию и газ. Сейчас уже мы располагаем информацией, что подобные счета я могу оплатить либо непосредственно с кассе предприятия («Севастопольгаз», «Севастопольэнерго» и т.д.), либо платежи принимают в почтовом отделении. Представьте, какие там очереди! Первое время очередь нужно было занимать не позже 6.00 утра. Тогда будет возможность быть не первым, но до обеда успеть оплатить счет. Раньше любые услуги можно было оплатить практически где угодно, а сейчас только в таких специальных местах. Еще в июне платежка за май приходила в гривневом и в рублевом вариантах.


Политическая эйфория постепенно проходит, и теперь людям нужно решать множество проблем, о которых раньше и не подозревали

Ходит много разговоров, что из-за переоформления паспортов возникает не только путаница при пересечении границ Крыма, но и реальные проблемы с недвижимостью. Так ли это? 

Я официально отказалась от получения российского паспорта, поэтому могу судить об этом только из разговоров со знакомыми. Очереди на получение российских паспортов тысячные — это правда. Поэтому у каждого своя история и причина для получения российского паспорта. И все, что рассказывают, правда. Говорят, что выдают паспорта без прописки. Действительно, я видела такой паспорт. Но видела и паспорта с пропиской. Это, по меньшей мере странно, т.к. в украинских паспортах и у одной, и у другой знакомой прописки стояли.

Говорили, что Федеральная миграционная служба России не выдавала паспорт, пока крымчанин не сдаст свой украинский паспорт. Да, я знаю такой случай и не один. Но также достаточно большое количество людей, получив российские паспорта, сохранили свои украинские. Есть и курьезные, на мой взгляд, случаи. Не секрет, что многие в Севастополе уже имели и российский и украинский паспорта на 16 марта с.г. Но это не помешало им обзавестись еще одним российским паспортом вместе со всеми. Спрашиваю: «Зачем тебе два российских паспорта?» Ответ: «Не знаю, но пусть будет! Пока дают — нужно брать!» Помните, как в советские времена? Очередь километровая, что дают непонятно. Но все стоят и уверенно покупают!!! «Для чего?» «потому что, надо!!» Кроме того, мы стали замечать, что прописку в новых паспортах не ставят в основном тем, у кого есть спорные вопросы по приватизации, или выдан акт на землю, а постройка еще не узаконена и т.д. Все это подогревается различными слухами о рисках афер и мошенничества. 
 

Беседовала Ольга Левкович

Коментарі - 49

+
0
Pavlo Shevchuk
Pavlo Shevchuk
16 червня 2014, 9:46
#
Это что — дубль? minfin.com.ua/2014/06/12/3262104/ Или «продолжение следует»?
+
0
Ольга Левкович
Ольга Левкович
16 червня 2014, 9:57
#
Павел, это продолжение.
+
0
Toha
Toha
16 червня 2014, 11:02
#
Почитала проект закона, который касается валютных взаимоотношений с АРК — ясности в том, как работать с крымскими клиентами, он не вносит.
+
+8
vicmarin37
vicmarin37
16 червня 2014, 13:09
#
А что с украинцами на оккупированных территориях или государство заботится о них?
+
0
Victor30288
Victor30288
18 червня 2014, 7:47
#
Отключили воду, обещают отключить свет.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
18 червня 2014, 9:25
#
Абу-Даби и Дубай, кажется и Сингапур тоже не имеют пресной воды.
+
0
Victor30288
Victor30288
18 червня 2014, 9:38
#
Да хватает в Крыму воды. Не понятно, зачем канал перекрыли.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
18 червня 2014, 9:52
#
Какой канал?
+
0
Victor30288
Victor30288
18 червня 2014, 10:33
#
Северо-Крымский
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
18 червня 2014, 19:59
#
А он судоходный?
+
0
Victor30288
Victor30288
18 червня 2014, 20:03
#
Питьевой и поливной
+
+18
Qwerty1999
Qwerty1999
18 червня 2014, 20:07
#
Слышал, что строят пункт учета воды, что бы и литра за даром не поставлять в Крым. К зиме обязательно достроят. А потом будут ждать оплату задолженности, хоть вода и не газ, но по долгам и Крым должен платить, а не только Украина…
+
+41
essalina
essalina
16 червня 2014, 19:01
#
Уж больно сгустила краски автор этой статьи! все эти неудобства временны, всё наладиться и все готовы терпеть мелкие неудобства, лишь бы не было того ужаса, что твориться сейчас на Украине, особенно на востоке!
+
+136
vovanitch
vovanitch
16 червня 2014, 22:33
#
Замечательная тактика и стратегия: организовать ужас, а потом им же пугать оккупированное население, оправдывая косяки. Все в стиле путлеровско-рашистской пропаганды.
+
+113
kartagen
kartagen
16 червня 2014, 22:47
#
Мелкие неудобства это вроде увольнения и невозвратов депозитов. Канешно что уж там действительно мелкие. кого это волнует чужие проблемы. А в Украине кошмар что твориться, куда не пойди и продукты есть и банки стоят, ужас какой.)
+
+2
neoneo
neoneo
17 червня 2014, 10:44
#
Особенно такие мелкие неудобства, как ВДВОЕ подорожавшая недвижимость (в долларовом эквиваленте)
+
+7
Toha
Toha
17 червня 2014, 16:45
#
А еще и море есть, и лето
+
+21
Blondinka
Blondinka
16 червня 2014, 23:02
#
Уважаемый в узких кругах ресурс, а позволяет себе, мягко выражаясь, писать не правду. Что самое интересное, происходит это в последнее время постоянно. Видно сказывается отсутствие профессионализма.
Пустых прилавков ни где нет, даже в заполненной Ялте если и были то только в АТБ и то непрололжительный период, пока они разбирались с поставками товара из Украины. На фото где изображена очередь в сбербанк России, уже как месяц РНКБ, с работающими банкоматами КрайИнвестБанка.
так что может достаточно ностальгировать по Крыму и всед за своими друзьями в путь, если правда найдете в кассах билеты в крымском направлении.
+
+132
vovanitch
vovanitch
16 червня 2014, 23:31
#
Ну-да, ну да!
Есть, конечно, по чём ностальгировать!
К Вам теперь ехать — себя не уважать! Мне бы заплатили — не поехал бы! Ждите российских туристов — они Ваше всё!
Да только не поедут они к Вам, они не дураки — все знают!
Им «товарисч Секелев» уже всю правду рассказал! Так что дурных- нет!
У Вас же там «укрофашисты» скалясь и рыча из под каждого куста выглядывают; а недобитки из «Правого Сектора» по ночам, при свете молодой луны, едят живьем украденных русских младенцев.
+
+8
Blondinka
Blondinka
18 червня 2014, 23:54
#
А Вы кроме ставка в своем городе где были? Интернет путешествия только не считайте!
+
0
il1
il1
26 червня 2014, 11:05
#
По поводу отсутствия билетов. сегодня 26 июня. Смотрю билеты на 27 июня

310 Ш
Одесса-Главная
Симферополь Пасс
Отправление пятница, 27.06.2014
Прибытие пятница, 27.06.2014
00:44
13:25 12:41
Л9
К89
39

вообще нет билетов в южном направлении :):):):):)
+
0
vicmarin37
vicmarin37
26 червня 2014, 11:22
#
Не только билетов, но и поездов :()
он что теперь через день ходит?
+
0
il1
il1
26 червня 2014, 11:27
#
Почему через день? отправление в 00,44 на сегодня как бы уже не сядешь.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
26 червня 2014, 11:34
#
Т.е. чтобы уехать сегодня нужно садиться вчера?
или тогда уже на хмельницкий — симферополь,
который тоже через раз ходит, но в это же время?
+
+95
Qwerty1999
Qwerty1999
17 червня 2014, 1:49
#
Blondinka
«… пока они разбирались с поставками товара из Украины...»
Так запретили уже поставки продовольственных товаров из Украины — то идет распродажа складских запасов по старым ценам…
А в чем собственно неправда — пляжи пустуют, туристов из Украины почти нет, кроме донецких.

Есть мнение — НЕ ехать, ведь крымчане все 23 года страдали от украинцев, пусть хоть пару лет насладятся их отсутствием…
+
+16
Toha
Toha
17 червня 2014, 9:12
#
О да. Должны же мы хоть что-то за 23 года сделать для Крыма.
+
+36
CMa
CMa
17 червня 2014, 10:28
#
Хорошая мысль — избавить курорт от политически враждебных элементов
Ну а по теме мне прям Крым как-то жалко, какой шанс профукан стать курортом общеевропейского значения. Страна победившей «молодой демократии», новый курорт с советским оттенком для пересыщенных Турциями, Болгариями и Грециями европеецев, только немножко подмарафетить чтобы не совсем уж по советски. Но крымчане выбрали другой путь(
+
+10
Toha
Toha
17 червня 2014, 11:41
#
ПОлучилось, что политически враждебнче элементы — это мы. А предали страну за российскую пенсию и эфемерных российских культурных и богатых туристов. Они предпочли умереть в России.) это ценнее.

счас прям вспомнились кадры из «Сватов», когда проректор Беркович ловил кайф от обращения Валюхи Будько «а-ля советская столовка» под прекрасную еду в не менее прекрасной гостинице) эхххх.
им луганско-криворожско-тамбовская авторская команда еще 3 года назад на блюдечке поднесла концепцию развития неповторимого курорта… но умереть в России важнее.
+
+17
Blondinka
Blondinka
18 червня 2014, 23:46
#
Настя, да не переживай ты так за нас, с вами как ни как 23 года боролись, не угробили Вы нас. Дай бог и в России не помрём. О себе беспокойтесь, на чем зарабатывать будете.
+
+29
Toha
Toha
19 червня 2014, 9:20
#
А кто за вас переживает? Мы с вами не боролись и не гробили, это в ваши некрепкие мозги все эти годы провозвестники русского мира вкладывали эту чушь. Прозреете потом.
+
+13
Blondinka
Blondinka
19 червня 2014, 16:56
#
О себе подумайте, в какой стране Вы будете жить.
У Вас «покращення» бьет ключом, но что-то все больше по голове!
+
+43
vovanitch
vovanitch
19 червня 2014, 21:24
#
Нация, которая не хочет быть «стадом» рано или поздно, может и не при нашей жизни, но непременно будет пусть не сказочно богатой, но весьма успешной. Вы можете то же сказать о россиянах? И что будет с вами, когда закончатся углеводороды? Или не дай Бог, эти углеводороды окажутся уже не на вашей территории, а скажем на китайской? Что вы будете делать тогда? Подумайте на досуге.
+
+8
Blondinka
Blondinka
29 червня 2014, 21:54
#
А где Вы видели «нацию» или у Вас есть национальная идея?
+
+12
Blondinka
Blondinka
18 червня 2014, 23:57
#
Сам поверил в то что написал. складские запасы!!! молочка сыры печень колбасная продукция! Это ж какие запасы надо иметь? И какой срок годности должен быть у молочной продукции торговых марок Галичина и Лактония чтобы они то сих пор стояли на прилавках крымских магазинов ?!
+
+11
Mandarinka2013
Mandarinka2013
18 червня 2014, 19:25
#
Интересно, когда уже наконец закончатся эти разговоры про Крым и подсчет отдыхающих на пляже, наверно до сентября будем «гранатами» перекидываться через забор.Кому то надо быть умнее. Я лично больше в этом базаре не участвую. Цыплят по осени считают вот тогда и поговорим.
+
0
Blondinka
Blondinka
18 червня 2014, 23:43
#
А зачем Вам считать чужие деньги.
+
+23
Mandarinka2013
Mandarinka2013
19 червня 2014, 0:14
#
Я про деньги не писала, а вот вы, крымчане, в своем репертуаре деньги, деньги, деньги, мало денег, мало денег. Лучше о совести подумайте.
+
+8
Blondinka
Blondinka
19 червня 2014, 16:57
#
Не могу, у Вас ее нет
+
0
MITRIDAT64
MITRIDAT64
19 червня 2014, 5:25
#
В этом я с тобой полностью согласен- время самый справедливый судья…
+
+70
vangol76
vangol76
19 червня 2014, 10:45
#
Был в Крыму по делам, всё население твердит одну и ту же мантру « главное что мы в России- всё наладится- пусть трудности но за то нет Славянска», причём до поездки я думал это только пенсионеры, молодёжь по продвинутее будет, а нет все так говорят. Несколько раз хотел вмешаться в разговор, поспорить — но сдержался. По ТВ одна брехня российская-противно смотреть. Приятно удивил крымско-татарский ТВ канал по-украински диктор татарка шпилит новости — в общем молодцы татары- зауважал!!! В магазинах недостатка никакого не заметил ( АТБ, Сильпо) тот же ассортимент, что и у нас в Днепре, но цены значительно выше. Заезжал в Алушту искупаться -город по сравнению хотя бы с прошлым годом пустой -пляжи тоже(хотя они в Алуште очень узкие). В общем хотя я в Крым ездил с 7 лет (а сейчас мне почти 40) и всё там для меня можно сказать своё-родное( думаю что для многих также), впечатление осталось после поездки какое-то неприятное, гнетущее. В общем капец ((
+
+8
MITRIDAT64
MITRIDAT64
19 червня 2014, 14:02
#
Наше впечатление, также как и настроение, не зависит от обстоятельств, которые нас окружают, а зависит от отношения к этим обстоятельствам!
+
0
akchup
akchup
23 червня 2014, 17:15
#
Я изначально не хотел ездить в Крым после всего произошедшего, принципиально, можно же летать в Грузию (альтернатива, не дорого) — тоже не плохо, уже сотрудники наши там были = отлично, понравилось, грузины к украинцам очень приветливы дружелюбны и вежливы, разделяют наши взгляды (точки зрения) и полностью поддерживают, море тоже самое, были в Батуми (кстати на границе с Турцией — сели на обычную маршрутку и без виз спокойно поехали за границу на рынок); но в настоящее время закрадываются мысли, что если и ездить в Крым то отдыхать только у татарского населения; единственное «НО» — ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ В КРЫМУ. В ГРУЗИИ ДЕШЕВЛЕ.
+
+5
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 червня 2014, 10:18
#
«Не дорого» — это Вы, батенька, немного загнули. Рейс Днепр-Батуми туда и обратно на двоих 12 тысяч гривен. Дороговастенько.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 червня 2014, 13:24
#
Друзья летали за 600 украинских гривен в одну сторону с каждого на майские — ищите и найдете…
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 червня 2014, 13:50
#
Было, но прошло :)
Визэйр не летает
+
0
MITRIDAT64
MITRIDAT64
24 червня 2014, 15:15
#
Https://aviago.ru/дешевые-авиабилеты-Днепропетровск–Батуми/ Это к теме о цене на билеты…
+
0
akchup
akchup
24 червня 2014, 15:24
#
1758 грн. в обе стороны на одного чела
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
24 червня 2014, 15:28
#
Дайте ссылку, плз.
+
0
akchup
akchup
26 червня 2014, 11:57
#
Это была компания Визаир, сейчас она уже ушла с рынка, оказывается это наши летели через неё по последним распродажам билетов
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися