Компании не создаются для того, чтобы быть проданными, но начиная любой бизнес, следует помнить, что это такой же продукт, как и то, что вы производите. Какой товарный вид он будет иметь на момент продажи, во многом зависит от соответствия определенным критериям.
Бизнес как товар: что нужно для успешной продажи?
Когда бизнес становится товаром
Когда бизнес перестает быть средством заработка, он превращается в товар. К пониманию того, что настало время двигаться дальше, рано или поздно приходит почти каждый собственник компании. И в этот момент большинство из них сталкивается с тем фактом, что оценить стоимость бизнеса не так уж просто. Продавая бизнес, вы продаете не только активы, но и свой труд, свое видение и систему управления, которая выстраивалась годами. Привлекательность такого продукта выражается не только прибыльностью, но и организационными особенностями компании. То, насколько выгодно он будет продан, зависит от ряда факторов, выходящих далеко за рамки осознания самой потребности. Как же придать такому специфическому продукту товарный вид?
Идея — самое дорогое
Кроме получения прибыли, непосредственной целью бизнеса является реализация определенной идеи. Чем она прибыльней и эффективней, тем выше ценность компании для потенциального покупателя. Ведь, если конечная цель достигнута, это означает, что вся структура компании, от финансовой составляющей до системы управления персоналом, исправно функционирует. Вы с большей вероятностью продадите небольшую IT-компанию с четкой идеологией, чем посредственную сеть супермаркетов, похожую на десятки других подобных сетей. Идея — не финансовый показатель, однако, она значительно влияет на материальную капитализацию бренда. Компания Appleяркий тому пример.
Структура должна быть прозрачной
Структура компании — важнейший элемент ее привлекательности как товара. Чем она прозрачней, тем лучше, и тем проще провести предпродажный аудит. Соблюдение юридических норм и «чистота» документации определяют скорость передачи прав владения на бизнес. Громоздкая структура, лишенная функциональности, в свою очередь, снижает шансы на выгодную продажу активов. Участие в сомнительных сделках, использование офшоров, запутанность механизмов менеджмента - всё это негативно отражается на конечной стоимости компании. К тому же вызывает дополнительные вопросы о законности подобной деятельности. Поэтому предпродажная подготовка должна включать реструктуризацию активов, которая может увеличить конечную цену бизнеса.
Система управления — лицо бренда
Система управления также немаловажный критерий оценки бизнеса. Четкая иерархическая структура или же, наоборот, продиктованная спецификой бизнеса децентрализация менеджмента, определяет эффективность взаимодействия между структурными элементами компании. Она влияет на систему отношений в коллективе, уровень взаимодействия и мотивации в нем. Не стоит забывать, что компанию делают именно сотрудники, поэтому, продавая бизнес, вы продаете человеческий капитал. И чем он производительней, тем выше на него спрос, и тем больше потенциальные покупатели будут готовы заплатить.
Финансовая отчетность должна быть понятна всем
Данный критерий является наиболее прагматичным при оценке компании. Он отражает непосредственную эффективность, а именно как хорошо бизнес продает. Как и в случае со структурой, прозрачность и объективность тут — залог успеха. Финансовую отчетность наиболее детально изучают при аудите, выводя индикатор EBITDA, на основе которого рассчитывается прибыльность компании. Наличие большой кредитной задолженности, низкая загруженность основных мощностей — все это негативно влияет на данный показатель, уменьшая итоговую стоимость бизнеса. Безусловно, предвидеть все негативные влияния на экономическое состояние компании невозможно, однако последовательное соблюдение юридических процедур в результате значительно облегчит ее продажу. Таким образом, вся финансовая документация должна быть в порядке, иначе она станет ложкой дегтя в вашей бочке меда.
И наконец, продавать тоже нужно грамотно
Продавая свой бизнес, вы продаете репутацию — ассоциации, которые сложились у ваших клиентов. Замечательно, если в процессе существования компании вам удалось создать узнаваемый бренд, который добавит несколько миллионов к ее стоимости при продаже. Если же по определенным причинам с устойчивостью бренда не сложилось, займитесь собственным PR-ом. Люди, даже придирчивые потенциальные покупатели, любят истории. Объясните им, чем вы лучше остальных, расскажите о своих успехах. При этом не забывайте подкреплять рассказы реальными достижениями. Миллионов это, конечно, не принесет, но бизнес вы продадите быстрее и дороже, чем просто дав объявление в газете.
Предпродажная подготовка, будь то цветочного магазина или многомиллионного предприятия, требует много времени и усилий. К тому же, продажа бизнеса, с которым связано 10-15 лет жизни, бывает психологически непростой задачей. Однако часто это необходимо для покорения новых бизнес вершин.
Читайте также:
Коментарі