Мінфін - Курси валют України

Встановити
3 березня 2014, 8:50

В Нацкомфинуслуг сообщили о работе временных администраций в страховых компаниях

Срок трехмесячных полномочий временных администраторов страховой компании «Оранта» и Украинской пожарно-страховой компании завершается 5 марта, под внешним контролем регулятора находится также ряд небольших компаний. О том, кто из управляемых государством страховщиков вскоре вернется к нормальной работе, а кто будет ликвидирован, а также о вероятной судьбе «Оранты» корреспонденту Виктории Руденко рассказал «Коммерсант-Украина» глава Нацкомфинуслуг Борис Визиров.

В Нацкомфинуслуг сообщили о работе временных администраций в страховых компаниях
Глава Нацкомфинуслуг Борис Визиров. Фото с сайта mtsbu.com

— Временная администрация в НАСК «Оранта» работает уже почти три месяца. Какие выводы сделаны по итогам предварительного аудита ситуации в компании? 

— Ни для кого не секрет, что «Оранта» нуждается в докапитализации. Этот вопрос поднимался даже на собрании акционеров осенью, но решение так и не было принято. Чтобы выяснить, почему так произошло, мы организовали встречу с акционерами «Оранты» и попытались у них выяснить, какие проблемы есть в компании. Оказалось, что некоторые из акционеров, например казахский БТА Банк, не видели отчетности за прошедшие два года. В этот период не проводились и собрания акционеров. Более того, компания около года управлялась исполняющим обязанности председателя правления. А исполняющий обязанности — это не председатель правления, у него другой уровень ответственности. За это время компания медленно сокращала объемы привлекаемых премий и опускалась в рейтингах страховщиков. В результате по заказу и за счет одного из совладельцев «Оранты» было решено провести аудит международной компанией Ernst & Young.

 — Какие меры были предприняты временным администратором для стабилизации работы компании? 

— С первого дня велась плановая работа по оптимизации расходов, в частности тех, что не связаны напрямую со страховой деятельностью. Во многом это касается головного офиса. Кроме того, временный администратор Александр Настасенко начал следить за платежной дисциплиной компании и за расходами на ведение дел. Внедрена новая система урегулирования выплат: расширены полномочия директоров дирекций по определению приоритетности осуществления страховых выплат. К сожалению, мы, как регулятор, не можем предоставить рефинансирование страховщику, поэтому рассчитаться со всеми клиентами сразу и погасить всю задолженность нет возможности. Господин Настасенко встретился с представителями дирекций практически во всех областях. Ему удалось сохранить агентскую сеть и даже нарастить объемы привлекаемых «Орантой» премий. 

— Какой выход вы видите из сложившейся ситуации? 

— «Оранта» нуждается в докапитализации. Сумму мы сможем назвать после окончания аудита (на собрании акционеров 1 декабря речь шла о 247,92 млн грн). Насколько я понял из общения с акционерами, они согласны влить в компанию средства для поддержания ее платежеспособности. Пока нам не удалось встретиться лишь с представителями главы наблюдательного совета Олега Спилки. Вопросы дальнейшего развития будут решаться на собрании акционеров, которое состоится после завершения аудита. Тогда же будет назначено и руководство «Оранты». 

— Вы встречались с представителями казахского БТА Банка. В начале февраля этот госбанк был продан частным инвесторам. Вы уже общались с новыми собственниками? 

— К нам приезжали представители акционера — для меня это главное. Не имеет значения, находится БТА Банк в государственной или частной собственности. Они работают на территории Украины и должны быть уверены в безопасности своих вложений. Мне удалось убедить их в необходимости развития актива. 

— Как может быть разрешена ситуация в «Оранте», где наблюдаются и корпоративный конфликт, и дефицит денег? 

— Мы решаем проблемы постепенно. Для того чтобы разрешить корпоративный конфликт, который может навредить финансовому оздоровлению компании и деятельности временного администратора, 13 февраля было решено отстранить наблюдательный совет «Оранты» от управления. То есть сейчас все руководство сосредоточено в руках господина Настасенко. 

— 5 марта истекает срок полномочий временного администратора. Будете ли вы продлевать его работу? 

— Да. Временная администрация в «Оранте» продолжит работу. Соответствующее решение было принято на заседании комиссии 27 февраля. Продлили еще на три месяца. Причин на самом деле несколько. Как я уже говорил, еще не завершен внешний аудит, который должен показать реальный размер проблем. Кроме того, к нам обратились представители киевской дирекции с просьбой продолжить полномочия временного администратора. Насколько мне известно, такое же письмо было отправлено на имя и.о. президента Александра Турчинова. 

— Какая ситуация в Украинской пожарно-страховой компании, где временный администратор работает также с 5 декабря? 

— Если вы помните, причиной введения временной администрации в компанию стало то, что она скрыла от регулятора некоторые счета в банках. Хотя претензий к ее работе у нас не было, жалоб от клиентов не поступало. В компании был проведен аудит, который подтвердил наличие у страховщика средств, необходимых для выполнения обязательств перед клиентами. Оснований для продления полномочий временной администрации нет. 

— Какое положение дел в страховых компаниях «Райп», «Добробут» и «Интер», где временная администрация начала работу осенью? Почему Нацкомфинуслуг не приняла меры по предотвращению ухудшения состояния этих компаний? 

— К работе этих компаний у нас всегда были претензии. В отношении «Райпа» за 2013 год было применено 35 мер воздействия, из них десять штрафных санкций и два распоряжения о приостановке лицензий. У «Добробута» было четыре штрафа, один раз приостанавливалось действие лицензии. К «Интеру» применены две меры воздействия. На самом деле цель введения временных администраций — вмешаться до наступления непоправимых последствий и выявить системные проблемы в деятельности компании. К сожалению, наладить работу этих трех компаний уже вряд ли возможно. Сейчас временные администраторы собирают жалобы клиентов и вносят сведения о страховых случаях в реестр кредиторов. Кроме того, они ведут работу по инвентаризации хозяйственных договоров, оценивают стоимость активов и достаточность резервов. Фактически идет подготовка к банкротству и ликвидации этих страховщиков. 

— Как вы считаете, можно ли было не допустить введение временных администраций в этих компаниях? Что не было сделано вообще или было сделано не вовремя? 

— Мы не можем ввести временную администрацию только потому, что нам так хочется. В 2013 году комиссия пересмотрела практику применения мер воздействия и уже со II квартала стала активно применять такой инструмент, как отстранение руководства от управления финансовым учреждением и назначение временной администрации. Вводя временную администрацию, регулятор не берет на себя функцию управления компанией или бизнесом. Это противозаконно и неправильно. Перед регулятором стоят другие задачи. Прежде всего это стабилизация ситуации внутри компании: не допустить и предотвратить последствия, которые могут обернуться серьезными потерями для людей и рынка. И другим приоритетным направлением в работе регулятора является поддержание устойчивости финансовых компаний и защита прав потребителя. Он должен быть доволен качеством финансовых услуг, а если мы говорим о страховании, то наличием спектра предоставляемых видов страхования. Клиента не должны раздражать непонятные тарифы и несвоевременные сроки урегулирования. На самом деле комиссия постоянно мониторит деятельность страховщиков. Главным индикатором ухудшения ситуации в работе компании является резкое увеличение количества жалоб клиентов.

— Почему некоторые временные администраторы работают сразу в нескольких компаниях? Ведь сертификатов временных администраторов выдавалось гораздо больше. 

— Выдано 20 сертификатов временных администраторов на рынке страхования. Но большинство администраторов являются членами Нацкомфинуслуг, поэтому, чтобы не отвлекать их от основной деятельности, было решено назначать одного администратора сразу в две компании. Хотя Александра Настасенко, работающего в «Оранте», где ситуация сложная и контролировать процессы нужно постоянно, мы не будем параллельно никуда назначать. 

— Для вас временная администрация — это инструмент спасения компании или контролируемого банкротства? 

— Название говорит само за себя — это временная мера. Временный администратор должен дать объективную оценку финансового состояния страховщика, предоставив ее не только регулятору, но и акционерам. Дальше может быть несколько вариантов развития событий: либо акционеры финансово поддерживают компанию, и она продолжает работать, либо находится стратегический инвестор, который готов вкладывать средства в развитие страховщика, либо временный администратор начинает процедуру банкротства. 

— Сколько компаний сейчас находится в настолько критическом состоянии, что может возникнуть необходимость введения временной администрации? 

— Мы решаем проблемы по мере их поступления. 27 февраля комиссия приняла решение ввести временную администрацию в компанию по страхованию жизни «Зенит». Они в течение двух лет не подавали отчетность в комиссию, есть вопросы к руководству компании — ее руководитель Ростислав Юзиков не имеет высшего образования и не проходил курсы повышения квалификации для руководителей СК. 

— На самом деле проблемы у компании возникли давно. Почему никакие меры не предпринимались раньше? 

— Еще летом прошлого года лицензия компании была временно приостановлена. Насколько нам известно, в компании чуть более 200 заключенных договоров. Практически все договоры долгосрочные. Объем сформированных резервов составляет почти 4,5 млн грн. Временный администратор Олег Манюта, который будет работать там до 25 мая, должен провести аудит. Потом будем решать, что делать с компанией и ее клиентами. На самом деле введение временной администрации в компанию по страхованию жизни — это прецедент. Сейчас этому сегменту будет уделяться особое внимание: долгосрочные лайфовые договоры начали заключаться в 2004 году, как раз сейчас завершается срок их действия. Именно поэтому мы настаивали на создании фонда гарантирования страховых выплат по страхованию жизни. 

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися