Правительство намерено упростить доступ частного капитала к масштабным инфраструктурным проектам через механизм государственно-частного партнерства. Несмотря на принятие профильного закона еще в 2010 году, этот механизм так и не заработал, и, судя по документу, может заработать только к 2018 году. По оценкам юристов, этому препятствуют как невозможность судебной защиты инвестором прав собственности, так и ненадежность государства как коммерческого партнера, пишет Коммерсант-Украина в статье «Власть покажет себя с привлекательной стороны».
Подготовлена стратегия развития государственно-частного партнерства
В Кабинете министров намерены сделать реально действующим механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект закона об одобрении стратегии развития ГЧП вынесен на сегодняшнее заседание правительства. Документ рассчитан на реализацию в 2014-2018 годах. Напомним, профильный закон был принят еще в 2010 году. При его создании брался за основу мировой опыт: механизм ГЧП должен был позволить привлечь частный капитал в инфраструктурные проекты, в первую очередь в строительство автомобильных дорог и различные проекты ЖКХ. Несмотря на ожидание вложений, частные инвесторы проектов не нашлись. В Международной финансовой корпорации такой результат год назад объяснили отсутствием законов, способных провести реформирование в секторах, в которые планируется привлекать частный капитал.
Разработанная Минэкономразвития стратегия должна решить эту проблему. Создание инфраструктуры, включая реформирование законодательства, запланировано на 2014-2015 годы. Еще три года правительство планирует заниматься усовершенствованием системы ГЧП. В МЭРТ не берутся прогнозировать возможный приток капитала в проекты ГЧП.
Развитию ГЧП препятствует, по мнению правительства, отсутствие законодательно описанных механизмов компенсации убытков частных партнеров, возникших при нарушении условий договора государством, в том числе из-за отсутствия гарантий государственного партнера по его бюджетным обязательствам. Еще одна проблема, с которой сталкивается частный инвестор, желающий взять участие в ГЧП,— это отсутствие компенсации разницы тарифов. Есть проблемы и у государственного инвестора — в законодательстве отсутствует механизм смены частного партнера в случае невыполнения им своих обязательств. В такой ситуации взаимодействие частного и государственного капитала ограничивается лишь рамками закона «О концессии».
По оценкам юристов, развитию ГЧП в Украине препятствует ненадежность государственного партнера. «Периодически правительство ставит перед собой задачу привлекать частный капитал в масштабные проекты, предлагая инвесторам госгарантии. Однако, как показала практика, подавляющее большинство таких проектов так и не было реализовано, в первую очередь по вине недобросовестности государства в выполнении своих обязательств»,— отмечает партнер юрфирмы Astapov Lawyers Татьяна Кузьменко. «Названные в стратегии проблемы актуальны для инвесторов. Однако не менее актуальной является проблема незащищенности инвестиций»,— уверен советник юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Глеб Бялый.
«В случае судебных споров выиграть у государства будет практически невозможно. Даже если прописать решение споров в Нью-Йоркском арбитраже, эти решения все равно требуют подтверждения в Украине»,— соглашается госпожа Кузьменко.
В нынешней ситуации возможности Кабмина дополнительно ограничены низкими рейтингами страны и неясными перспективами экономического роста. «Дисбалансы в системе бюджетирования делают проблемы неспособности государства выполнить свои инвестиционные обязательства хроническими. Девальвация гривны способна резко увеличить объем обязательств государственного партнера, тем более в нынешних условиях, когда запланированный рост бюджетных доходов выглядит сомнительным»,— объяснил Глеб Бялый.
Юрий Панченкоф
Коментарі - 3
Ха-ха-ха. 5-тый класс, 3-я четверть…