Советует заместитель главы правления «Укринбанка» Жанна Макеенко:
Что делать, если банк навязывает кредитку?
Согласно ч. 3 ст.55 Закона «О банках и банковской деятельности» банку, родственному или связанному лицу с банком и его сотрудниками запрещается ставить клиенту обязательным условие о приобретении любых товаров или услуг. Соответственно, навязывание своих услуг, либо отказ предоставлять услуги без приобретения других услуг или продуктов — незаконно. Клиенты имеют полное право отказаться от услуг такого учреждения.
Действует принцип свободы договора: банк предлагает форму сотрудничества, а клиент — соглашается или не соглашается с ней. Из активных действий, которые может предпринять клиент — жалоба в региональное управление Национального банка, управление защиты прав потребителей, придание таких случаев навязывания услуг общественной огласке. В судебном порядке оспаривать действия банка, скорее всего, нецелесообразно с точки зрения соотношения затраченных усилий и полученных результатов.
Если вы хотите, чтобы интересующие вас вопросы были освещены в нашей рубрике, присылайте их на этот почтовый ящик tanya@minfin.com.ua.
Коментарі - 8
Спасибо за ссылку на Закон, но!
Клиенты имеют полное право отказаться от услуг такого учреждения. — Это наше конституционное право, не хотите — не берите идите в другой банк как говорят…
Но каким образом мы можем повлиять, изменить принципы работы банка? Книга жалоб? Пожаловаться начальнику отделения?
Горячая линия?
Что же действительно делать в этом случае? — только развернуться и уйти?
Спасибо
В данной ситуации действует принцип свободы договора. Банк предлагает такую форму сотрудничества, а клиент — соглашается или не соглашается с ней. Из активных действий, которые может предпринять клиент — жалоба в региональное управление Национального банка, управление защиты прав потребителей, придание таких случаев навязывания услуг общественной огласке. В судебном порядке оспаривать действия банка, скорее всего, нецелесообразно с точки зрения соотношения затраченных усилий и полученных результатов.
Спасибо за информацию. Это хорошо, когда есть возможность отказаться от услуг банка. К сожалению я не могу отказаться, так как карточка зарплатная, и банк мне 3 раза подряд отказывается выдать, если я не открою универсальную. И я обязана сфотографироваться с этой карточкой. Моя зарплата приходит на счёт, а вот снять я её не могу. Я не имею возможности снять свои заработанные деньги пока не пойду на условия банка и не оформлю дополнительную карточку Скажите, пожалуйста, у меня есть вариант только писать жалобы в Нацбанк?
Кроме этого для проведения какого либо расследования, СЗПП нужно будет получить право на доступ к информации, которая является банковской тайной. Тут два варианта: заверить такое заявление в банке (сами понимаете бессмысленно это требовать) и заверить нотариально (прибл. 200 грн.). Если отказывают или пишут идите разбирайтесь в суд, пишите повторную жалобу, но уже дополнительно и на адрес прокуратуры, укажите, чтобы прокуратура проконтролировала СЗПП.
Если это банк «лидер», то желательно задействовать еще и Антимонопольный комитет.
Вот только факт навязывание продукта нужно еще и доказать будет.
Постанова НБУ «Про здійснення операцій з використанням спеціальних платіжних засобів» от 30.04.2010 N 223
6.16. Залишок коштів на рахунку в разі втрати спеціального
платіжного засобу або закінчення терміну його дії, а також
розірвання чи припинення дії договору за дорученням власника
рахунку перераховується на інші рахунки або видається готівкою з
дотриманням термінів, установлених правилами платіжної системи та
договором.
Вот только остается официально «всучить» банку платежное поручение (или в каком виде оно будет).
Собственно говоря как и вести клиенту, если ему в отказывают принимать этот документ.