Мировой спрос на электроэнергию вырастет на треть до 2035 г. Такое развитие событий указано в базовом сценарии нового «Всемирного обзора энергетики — 2013», представленного Международным энергетическим агентством (МЭА), который был представлен накануне в Лондоне.
Мировой спрос на электроэнергию вырастет на треть до 2035 г. — МЭА
Сдвиг глобального рынка в сторону Азии набирает обороты, однако ближе к 2020-х годам Индия и страны Юго-Восточной Азии опередят Китай по темпам роста спроса. Ближний Восток также выходит на центральное место как потребитель энергии, став к 2020 г. вторым по величине центром потребления газа, а к 2030 г. — третьим по потреблению нефти, что приведет к переосмыслению роли региона на энергетических рынках.
Энергетический спрос в странах ОЭСР будет расти слабо и до 2035 г. составит менее половины от спроса остальных стран мира. Низкоуглеродистые источники энергии будут удовлетворять около 40% нового спроса на энергию в мире. В некоторых регионах быстрое развитие ветровой и солнечной энергетики поднимает фундаментальные вопросы относительно модели функционирования рынков электроэнергии и их способность обеспечивать соответствующие инвестиции и долгосрочную надежность.
«Основные изменения возникают в ответ на изменения в экономическом росте, усилия по декарбонизации и технологические прорывы. Мы имеем инструменты, чтобы справиться с такими глубокими изменениями рынка. Те, кто ожидает успешные глобальные изменения в энергетике, может получить преимущество, а те, кто этого не делает, рискуют принимать плохие политические и инвестиционные решения», — сказала исполнительный директор МЭА Мария ван дер Хувен..
Наличие и доступность энергоносителей становится критическим элементом экономического благополучия, а во многих странах — и промышленной конкурентоспособности. Сегодня природный газ в США стоит в три раза меньше чем в Европе (импорт) и в пять раз меньше, чем в Японии. В среднем, японские или европейские промышленные потребители платят за электроэнергию более чем вдвое больше, чем их коллеги в США, и даже китайская промышленность платит почти вдвое больше.
По прогнозу МЭА, большие различия в ценах сохранятся до 2035 г., воздействуя на стратегии компаний и инвестиционные решения в энергоемких отраслях. Доля США в мировом экспорте энергоемкой продукции несколько возрастет до 2035 г., что станет наиболее ярким свидетельством связи между относительно низкими ценами на энергоносители и промышленными перспективами.
С другой стороны, ЕС и Япония потеряют около трети от их нынешней доли мирового рынка экспорта энергоемкой продукции, частично из-за высоких цен на природный газ, уголь и электроэнергию, считают в МЭА.
На энергоемкие отрасли приходится около четверти рабочих мест и 70% потребления энергии в промышленности.
«В отличие от цен на нефть, которые относительно одинаковы во всем мире, цены на другие виды топлива стали предметом значительных региональных различий», — заявили в организации.
«Низкие цены на энергию в Соединенных Штатах означают, что они в лучшем положении, чтобы получить экономические преимущества, в то время как высокие расходы энергоемких отраслей в Европе и Японии будут тяжелым бременем», — отметил ведущий экономист МЭА Фатих Бироль.
Среди возможностей для смягчения воздействия высоких энергетических цен документ называет энергоэффективность: до 2035 г. две трети экономического потенциала от энергоэффективности могут остаться неиспользованными, если не преодолеть рыночные барьеры. Одним из таких препятствий является субсидирование ископаемых видов топлива, что стимулировало расточительное потребление, которое стоило мира 544 млрд долл. в 2012 г.
«Европа может ответить на риск зависимости от экспорта путем усиления энергоэффективности, увеличения собственной добычи газа и сокращения энергетических субсидий», — отметил Бироль.
Ускоренное движение к созданию мирового газового рынка могло бы сократить ценовые различия между регионами. Реформы газового рынка и ценообразования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также экспорт сжиженного газа из Северной Америки могут стимулировать ослабление жестких норм контрактов на торговлю газом и его привязки к высоким ценам на нефть.
Такие контракты на поставки газа могут быть пересмотрены, чтобы сократить расходы, поскольку поставщики, вероятно, уменьшат влияние на цены. Это становится «рынком покупателя», — сказал Бироль.
Коментарі