Вчера Минагрополитики объявило, что украинские спиртзаводы готовы произвести весь необходимый стране объем биоэтанола. Его содержание в бензине станет обязательным с 2014 года. А с 2016 года «Укрспирт» и несколько частных компаний планируют реализовывать потребителям спирт на сумму порядка $350 млн в год, пишет Коммерсант-Украина в статье «Нальют всем».
Ежегодно автолюбителям планируют продавать биоэтанол на сумму $350 млн
В 2012 году Верховная рада приняла правительственный законопроект «О производстве и использовании моторного топлива с содержанием биокомпонентов», которым вводится норма об обязательном добавлении биоэтанола в бензин. На 2013 год устанавливается лишь рекомендательная норма по содержанию биоэтанола — не менее 5%. Но в 2014-2015 годах она станет обязательной, а с 2016 года содержание спирта в бензине должно быть не меньше 7%. Фактически это означает, что с каждого заправленного бака «Укрспирт» будет получать 30-50 грн (в нынешних ценах).
За девять месяцев нынешнего года спиртовые заводы, входящие в госпредприятие «Укрспирт», произвели 36,4 тыс. т биоэтанола, сообщил вчера директор департамента инженерно-технического обеспечения и сельхозмашиностроения Минагрополитики Александр Григорович. К 2014 году ГП «Укрспирт» будет готово производить 150 тыс. т биоэтанола в год, заявил первый заместитель гендиректора предприятия Виктор Панков. «На сегодняшний день мощность наших заводов по выпуску биоэтанола составляет около 100 тыс. т — это то, что мы можем производить уже сегодня. В процессе реконструкции спиртзаводы мощностью еще 50 тыс. т. Они будут готовы полностью к 1 января 2014 года»,— отметил господин Панков. По его словам, в течение 2014 года будет проведена реконструкция еще ряда спиртзаводов, что позволит обеспечить Украину необходимым минимальным объемом биоэтанола на уровне 225 тыс. т.
ГП «Укрспирт» создано на базе одноименного госконцерна спиртовой и ликеро-водочной промышленности, объединявшего 85 заводов. Их мощности позволяют ежегодно производить до 60 млн дал спирта при внутреннем потреблении около 21 млн дал. В результате на сегодняшний день работает порядка 40 спиртзаводов, остальные либо находятся в процессе банкротства, либо простаивают. «Таким образом, мы в состоянии обеспечить не только 5%, но и 10% (обязательного содержания биоэтанола в бензине)»,— отметил Виктор Панков. Следует отметить, что на сегодняшний день, помимо заводов «Укрспирта», биоэтанол также производят частные компании, в числе которых Узинский сахарный завод, «Биохим Групп», «КоронАгро», «Интеркрайт», «Эко-Энергия».
Основная цель введения нормы об обязательном содержании биоэтанола в бензине — снизить зависимость от импорта нефти и нефтепродуктов, создать дополнительный спрос на продукцию сельского хозяйства и загрузить простаивающие мощности украинских спиртзаводов, отметил Александр Григорович. При этом председатель правления «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко считает, что ожидать снижения цен на бензин при добавлении в него биоэтанола не стоит. Это подтверждают сегодняшние цены на биоэтанол в Украине. По данным компании «Техинсервис», которая работает с «Укрспиртом», сейчас стоимость биоэтанола составляет 12,5 тыс. грн/т. Для сравнения: оптовая цена самого популярного бензина А-95 составляет 12,8 тыс. грн/т.
Участники рынка нефтепродуктов считают, что Украина не готова к обязательному содержанию биоэтанола в бензине. «Участники рынка не могут быть готовы к выполнению данной законодательной нормы, так как в государстве отсутствуют 16 ключевых нормативных документов, без которых выполнить норму закона технически невозможно. И что характерно: эта работа еще не начата, а разработка такого количества подзаконных актов, по информации Минэнерго, займет не менее двух лет»,— отметил совладелец группы компании «Континиум» (сеть АЗС WOG) Игорь Еремеев. В Минэнерго на вопросы не ответили.
До 1 января 2014 года осталось два месяца, и сейчас уже с уверенностью можно констатировать, что украинский рынок не готов перейти на использование бензина с биоэтанолом начиная с этой даты, считает вице-президент концерна «Галнафтогаз» (сеть АЗС ОККО) Юрий Кучабский. «На наш взгляд, после принятия всех необходимых регламентов нужно минимум еще полтора года, чтобы участники рынка привели свои мощности в соответствие с этими требованиями»,— отметил он, напомнив, что в разных европейских странах данный процесс занял в среднем пять лет.
Коментарі