Качество кредитного роста банков РФ сомнительно: зачастую средства идут не на инвестиции внутри страны, а на обслуживание долга или утекают из России, что мало помогает росту экономики, пришли к выводу аналитики международного рейтингового агентства Fitch.
Fitch усомнилось в пользе кредитного роста для экономики РФ
«Ничего, по идее, серьезным образом не ограничивает корпоративное кредитование, почему оно не растет? Оно растет и довольно здорово, но не за счет банковского сектора, а за счет внешних заимствований. Если корпоративное кредитование растет, то почему оно не транслируется в высокий экономический рост?» — сказал аналитик Fitch Александр Данилов.
Портфель кредитов нефинансовым организациям на 1 сентября вырос на 9,0 процентов, рост ВВП за январь-июнь замедлился до 1,4 процента.
Финансирование сделок M&A и приватизации, когда покупатель берет деньги в долг, но не будет сразу вкладывать в развитие, а будет изымать на обслуживание займов, рост экономики не стимулирует, отмечает Данилов:
«Например, Уралкалий… госбанки отгрузили миллиарды долларов на покупку этого актива, ВВП это никакой не создало, отток капитала?.. Это пример того, почему кредитование есть, а роста ВВП нет».
Рефинансирование внешнего долга также не несет пользы ВВП, говорит Данилов, добавляя, что с 2007 года внешний корпоративный долг удвоился до $400 миллиардов, и на его обслуживание нужно около $10 миллиардов в год, и это потенциальный отток капитала.
В потребительском кредитовании, темпы роста которого превышают 30 процентов, большая доля импорта, и на ВВП оно влияет только в части торговой наценки. Кредитование девелопмента положительно для ВВП, но прибыль уходит из страны, указывает Fitch.
В структуре 10-летнего ВВП РФ на производство приходится треть, оно серьезно уступает сфере услуг и торговли, а по росту «с большим отрывом» побеждают финансовые услуги, следует из исследования.
В малом бизнесе, где индивидуальных предпринимателей еще «рано исключать из красной книги», как драйвере роста экономики, Fitch сомневается, проводя параллель с рисковым рынком потребкредитования.
«Это минное поле, в кризис выход кредитного портфеля на просрочку составлял от 10-20 процентов… По потерям, по эффективной ставке очень похоже на ритейл, и мы очень боимся, что это обернется нам вторым ритейлом», — сказал Данилов.
Коментарі