Государственный Одесский припортовый завод с 9 сентября не производит аммиак и карбамид в связи с плановым ремонтом коллектора приема газа компанией «Одессагаз». Об этом сообщил заместитель директора ОПЗ Валерий Севастьянов, пишет Капитал.
Вслед за заводами Фирташа остановился и государственный ОПЗ
«Одессагаз» проводит ремонт. На это время производство остановлено», — уточнил представитель предприятия. По его словам, работы могут продлиться три дня — до 11 сентября.
Валерий Севастьянов не дал однозначного ответа на вопрос, возобновит ли завод работу по истечении указанного срока. Представитель «Одессагаза» также не стал раскрывать предполагаемые сроки ремонта, сославшись на отсутствие руководства.
Еще неделю назад не было речи о полной остановке производства на заводе. Начальник отдела экономики ОПЗ Владимир Вакеряк заявлял о намерении ОПЗ сократить в сентябре половину своей мощности.
В связи с ухудшением мировой конъюнктуры из двух агрегатов аммиака и двух цехов карбамида должны были работать один агрегат аммиака и один цех карбамида. Примечательно также, что за 35 лет работы предприятия такая поломка возникла впервые — никаких проблем с коллектором газа на ОПЗ ранее не наблюдалось.
Остановка Одесского завода выгодна Фирташу
ОПЗ — второй по величине в Украине производитель аммиака и карбамида после концерна «Стирол», который входит в группу OstChem Дмитрия Фирташа.
Если завод простоит весь сентябрь, сокращение поставок удобрений в октябре может превысить 100 тыс. т. Это около 65 % ежемесячных объемов экспорта аммиака и около 15 % ежемесячных поставок карбамида. Потеря в выручке предприятия превысит в этом случае $ 40 млн с учетом нынешних цен на аммиак и карбамид в порту «Южный».
Остановка такого мощного производителя аммиака выгодна Дмитрию Фирташу, который с начала сентября прекратил выпуск товарного аммиака и карбамида на трех своих заводах, управляемых OstChem.
Представитель компании объяснил, что разгрузка мощностей — вынужденная мера. Таким образом владелец азотных заводов хочет избавить рынок от излишков удобрений, которые не позволяют мировым ценам вырасти.
По оценкам OstChem, речь идет о 500 тыс. т «лишнего» аммиака в месяц. Однако все заводы Фирташа за месяц производят существенно меньше и могут достигнуть необходимого снижения, только если одновременно остановится и ОПЗ.
Коломойский остается один
После остановки ОПЗ, а также прекращения экспорта аммиака и карбамида заводами Фирташа, единственным поставщиком этих продуктов на внешние рынки от Украины остается «Днепразот», подконтрольный группе «Приват» Игоря Коломойского. Напомним, на заводе собирались начать ремонт 27‑28 сентября, и пока планы предприятия не изменились.
Но в связи с последними событиями ремонт может быть и перенесен на более позднее время, если котировки удобрений пойдут вверх, как рассчитывает OstChem, остановившая свои заводы. В этом случае «Днепразот» смог бы первым воспользоваться изменением рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура оставляет желать лучшего
На внешних рынках ситуация с ценами остается стабильной — за неделю сентября ни аммиак, ни карбамид в порту «Южном» не отреагировали на принятые Фирташем меры.
Котировки этих удобрений остались на уровне конца августа. Аммиак в порту «Южный» продается по цене $ 430 за тонну, карбамид — $ 285‑290 за тонну. Не исключено, что именно поэтому принято решение остановить производство еще и на ОПЗ.
Не дает повода для оптимизма и новость о том, что действие экспортных пошлин на карбамид в Китае не будет возобновлено вплоть до 31 октября, подчеркнул руководитель ИК «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.
«Более того, китайские производители просят правительство как можно дольше не вводить этот барьер. Это ставит под сомнение увеличение стоимости мочевины в период отсутствия пошлины, то есть до конца года», — отметил эксперт.
По его словам, во второй половине сентября Индия объявит тендер на приобретение карбамида, он и покажет новое ценовое дно. На ситуацию уже отреагировали и российские производители, такие как «Уралхим», «Акрон», «Салават», сократившие выпуск удобрений на своих мощностях.
Это подчеркивает глубину падения рынка, поскольку российские предприятия имеют больший запас прочности благодаря более низким ценам на газ.
Коментарі