Успех украинских технологических компаний на международной арене уже становится регулярной практикой. Портал «Минфин» узнал, как добивалась признания одна из таких компаний.
«Джеластик». История успеха житомирского стартапа
Шаг первый. Идея.
Можно ли основать компанию, если соучредители никогда друг друга не видели вживую? Можно. Доказано украинской IT-компанией «Джеластик» (Jelastic — англ.) Ее создатели Руслан Синицкий, Константин Александров и Алексей Скутин впервые увидели друг друга на встрече с инвесторами. До этого они общались в ICQ и по почте, и даже не разговаривали по телефону.
Основатели «Джеластика»: Константин Александров, Руслан Синицкий и Aлексей Скутин
«Мы с Костей познакомились благодаря блогу Habrahabr. Там публиковали свои статьи, читали публикации друг друга, комментировали их. Потом начали переписываться и решили: а давай сделаем собственный проект. Составили план действий, начали работать над прототипом. Потом к нам присоединился Алексей», — вспоминает Руслан Синицкий.
Основатели «Джеластика» начали реализацию своей бизнес-идеи с сервиса, который напоминал сегодняшний «Google AppEngine». Правда, как утверждает Руслан Синицкий, сегодня их детище в корне отличается от первоначального прототипа. Нынешний «Джеластик» представляет из себя облачный хостинг для разработчиков веб-приложений, который устраняет сложности сопровождения и масштабирования серверной инфраструктуры, а соответственно позволяет сэкономить время и деньги.
Шаг второй. Инвестиции
Когда обновленный прототип заработал, собрав более 5000 пользователей в Рунете, команда энтузиастов решила, что для дальнейшего развития нужны инвестиции. «Ношу» поиска инвесторов взял на себя Алексей Скутин. «Джеластик» подал заявки на пару конкурсов от нескольких грантовых фондов. На поиск инвестиций ушло около 8-ми месяцев: 2 месяца — на подготовку проекта к презентации, и около 6-ти месяцев — на работу с потенциальными инвесторами.
«На одном из конкурсов были представители фонда Runa Capital. Тогда они ничего не поняли из нашей презентации, но услышали знакомое слово в названии (облачная платформа), и уже это заинтересовало инвесторов. Они попросили больше материала. После его изучения, нас попросили приехать в офис, так и завязались наши отношения» — рассказывает Синицкий.
Первую инвестицию от российского венчурного фонда Runa Capital «Джеластик» получил в размере 500 тыс. долларов. Через год еще 2 млн. долларов в компанию инвестировали два фонда Almaz Capital и Foresight Ventures, а также 1 млн инновационный центр «Сколково». Как распределяются доли в компании с учетом инвестиций? На этот вопрос основатели «Джеластика» предпочитают не отвечать. В любом случае, говорят они, ближайшее время всецело будут сосредоточены на развитии своего проекта.
Шаг третий. Бизнес
«Джеластик» работает по модели франчайзинга. Сначала покупатели франчайзинга подключают его софт, затем компания проводит серию тренингов, и помогает франчайзи запуститься. В случае необходимости, предоставляет маркетинговую помощь на начальном этапе. И лишь затем клиент-партнер начинает привлекать конечного потребителя и продавать ему услуги. От 10 до 20% от объема продаж франчайзи отдает «Джеластику».
«Джеластик» – первый украинский облачный стартап, по франшизе которого работают во многих странах мира.
Модель франчайзинга была выбрана не случайно: такой подход позволил осваивать рынки разных стран быстрее и с минимальными затратами. Его выгоды очевидны особенно тогда, когда речь заходит о специфических правилах и реалиях того или иного рынка. Местные провайдеры лучше с ними знакомы, и им проще подобрать ключи к сердцам локальных потребителей. Немаловажно, что и конкуренты им также хорошо знакомы.
«Изначально у нас был план зайти в страны с развитой экономикой. План выполнили. Теперь покоряем рынки поменьше. Единственный сектор, с которым довольно сложно вести бизнес — это азиатский регион. Поэтому мы не сотрудничаем с Китаем. А так развиваем сотрудничество со всеми странами. В тех странах, куда уже зашли, будем стараться заводить по несколько партнеров» — говорит Синицкий.
Шаг четвертый. Большое будущее
Можно ли сказать, что «Джеластик» уже достиг пика своих возможностей? Ведь уже сегодня его сервисом пользуются 20 компаний-партнеров в 17 различных странах, в том числе в США, Германии, Бразилии, Японии, Греции, Швеции, Нидерландах, России, Швейцарии, Великобритании, Украине, Казахстане, Хорватии. Неплохой кейс для стартапа из Житомира.
Руслан Синицкий заверяет: «Впереди еще много дел». В «Джеластике» планируют усовершенствовать автоматизацию сложных процессов и снизить стоимость сервиса для конечного потребителя. В планах также расширение перечня языков программирования, с которыми работает сервис. Сейчас это PHP и Java. «Есть еще один грандиозный план, связанный с освоением корпоративного рынка, но я пока его раскрывать не могу», — интригует Синицкий.
Но все ли так гладко было у основателей «Джеластика»? На самом деле, проблем на пути построения компании хватало. Только лишь на получении предпринимательского опыта, которого, по сути, не было у трех основателей, они набили немало шишек. Зато мотивация зашкаливала на всех этапах реализации идеи, твердят они в один голос. А другие трудности решаемы. Руслан Синицкий в таких случаях цитирует слова из библейской истории о Царе Соломоне: «И это пройдет».
Автор: Татьяна Кривенко
Коментарі - 14
вообще не понятно какой у них продукт и как он может помочь моему бизнесу…
Вам за комменты платит конкурент Джеластика.
выбираем русский язык и… продолжаем читать на английском языке!
Ребята освоили 3,5 млн. долларов инвестиций, но по русски говорить так и не научились.
Для националистов — выбрать украинский язык там вообще невозможно.