Министерство доходов и сборов готовит самую масштабную налоговую реформу с момента появления Налогового кодекса. В Украине может появиться налог с оборота, ставка которого составит 2% для импортеров и бизнеса внутри страны, а также 1% для экспортеров. Одновременно с этим снижается ставка НДС с нынешних 20% до 9%.
Налог с оборота и новая ставка НДС: чем обернется новая реформа
Изменения могут вступить в силу уже с начала 2014 года. При этом серьезность намерений властей не вызывает сомнений. «Дырки» в бюджете зияют все сильнее. Портал «Минфин» выяснил, чем могут обернуться новые налоговые инициативы Министерства доходов и сборов, кто выиграет, и кто проиграет от затеянной реформы.
Истоки реформаторства
Изобретательность фискальных органов в этом году просто зашкаливает. Контроль за трансфертным ценообразованием, повышение акцизов, спецпошлины на авто и налог на утилизацию, новые ограничения в законопроекте о внутренней торговле, и многое другое.
Все это лишь часть озвученных и реализованных инициатив властей. Однако, без всяких сомнений, налог с оборота и снижение ставки НДС — это самая громкая инициатива реформированной Налоговой. По расчетам Миндоходов, реформа принесет в бюджет дополнительно 22 млрд. гривен уже в 2014. Очевидно, что реформа в первую очередь преследует цель наполнения госбюджета. Первое полугодие у фискальных органов явно не задалось: доходы общего фонда госбюджета выросли всего на 0,76% до 142,4 млрд. гривен, а у спецфонда они и вовсе упали на 6,35% до 20,3 млрд.
«Данная инициатива говорит о проблемах государственных финансов. При этом она обещает большие проблемы реальному сектору экономики. Если законопроект будет принят, то экономике грозит еще большая рецессия», - уверен руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Для полноты картины стоит отметить, что общие доходы бюджета (общий фонд плюс спецфонд) в 2013 году определены в размере 363 млрд. гривен. Пока недобор налицо. И «дыра» в бюджете в размере 22,5 млрд. гривен, трижды превышающая итоги полугодия 2012, сильно беспокоит правительство.
Закрыть ее с помощью налога с оборота, само собой, проще всего. «Налог с оборота означает стабилизацию налоговых поступлений в бюджет. Они будут зависеть не от прибыльности бизнеса, а от деловой активности в целом», — объясняет замдиректора РА «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран, справедливо отмечая, что введение налога с оборота было бы более логичным при отмене налога на прибыль и в условиях растущей экономики.
Но альтернативы этой реформе, в Миндоходов, судя по всему, не видят. «Похоже, правительство не верит в успешность законодательно принятых или предложенных дополнительных источников наполнения бюджета: пошлины на автомобили, налог с покупки валюты, налог на недвижимость и прочее», — рассуждает управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко.
Ожидания бизнеса
Переварить фискальную инициативу бизнес еще не успел. Это понятно, так как будущий механизм администрирования налогов пока малопонятен, а окончательная редакция законопроекта непредсказуема. Как следствие, мнения бизнеса разделяются.
«Если переложить инициативу по введению налога на оборот на нашу компанию, то при условии 2% налога наша налоговая нагрузка практически не изменится. Это при условии, что налог на оборот будет взиматься с оборота уже без НДС», — поделился с «Минфином» своими подсчетами гендиректор компании Promodo Александр Колб.
В то же время, признает бизнесмен, если налог с оборота будет администрироваться с учетом НДС, то налоговая нагрузка вырастет. Вторит ему и директор ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины Дмитрий Заруба: «Снижение НДС, конечно, позитивно, но главное, чтобы это не повлекло других сложностей для бизнеса».
От нововведений больше всего могут пострадать импортеры, производители высокотехнологичной продукции, а также компании, которые зарабатывают не на высокой марже, а за счет больших объемов продаж.
На неоднозначность новшеств указывает и президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе. «В целом идея хорошая (налог с оборота ред.), ведь многие компании у нас в стране не платят налоги. Вопрос в том, насколько грамотно оно будет реализована», — отмечает он.
В большей мере новшеством довольны те предприниматели, для которых головной болью является возмещение НДС. «9% НДС и 1% от оборота для нас будет означать снижение налоговой нагрузки. Как производитель бытовой техники и экспортер мы особенно заинтересованы в снижении ставки НДС», — говорит финдиректор ДП Електролюкс ЛЛС Андрей Солоп.
У кого точно нет причин для волнений, так это у предпринимателей-единщиков, которых новшества не затронут. Теоретически, если вырастет нагрузка на крупный бизнес и соответственно их цены, то малым предпринимателям будет даже легче конкурировать. Косвенным образом новшества могут задеть и отдельные отрасли, к примеру, банкиров.
«Банкиры ощутят это лишь косвенно, через изменение финсостояния заемщиков. Что означают изменения для последних? Об однозначном позитиве можно было бы говорить лишь в случае полной отмены НДС. А так, все-таки, вводится дополнительный налог», — говорит первый зампред правления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Абсолютно солидарен с этим старший партнер адвокатской комании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. «Если вводить налог с оборота, то нужно полностью отменять НДС. Пусть даже ставка первого в таком случае будет выше», — говорит юрист, добавляя, что в противном случае для бизнеса не упростится даже налоговое администрирование.
Подводные камни
Реформы в Украине никогда не проходят безболезненно. Кто первым угодит под «колеса» фискального реформирования в этот раз? Ведь в Миндоходов уверены, что бизнес в результате новаций не пострадает. Эксперты считают, что все предпосылки для обратного имеются.
Помимо изменения ставок налогообложения НДС кардинально меняется принцип расчёта базы налогообложения. Предлагается ввести механизм метода начисления, который действует сегодня в налогообложении прибыли предприятия. Тем самым исключается метод «первого события», что означает отказ от влияния оплаты товаров (работ, услуг) на порядок налогообложения НДС, и переход к начислению налога только при переходе права собственности на товар или по факту выполнения работ (услуг).
«Наиболее болезненным такое нововведение будет для импортеров. Они уплачивают НДС при ввозе товара, исходя из таможенной стоимости товара, которая зачастую бывает выше, чем цена приобретения и даже последующая продажная стоимость такого товара», — рассказывает Дмитрий Сушко.
Опасаться новшеств стоит также высокотехнологичным компаниям. Как отмечает руководитель Института экономический исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, если производство завязано на добыче угля, то компания может даже выиграть от новшеств, но если в себестоимость продукции включена цепочка производства из 3 и более уровней, то это значительно повышает себестоимость товара.
«Налог на оборот выгоден предприятиям с небольшой затратной частью и небольшой себестоимостью работ и товаров. Это заведения общественного питания, например. В то же время, налог невыгоден предприятиям с высокой себестоимостью продукции, например ритейлу в сегменте электроники, где маржа на товаре не настолько велика, а налог будет платиться с оборота», — приводит пример Александр Колб.
Дмитрий Сушко соглашается с тем, что в Украине многие компании зарабатывают за счет объемов, а не высокой маржи. Поэтому налог с оборота для них будет ударом. «Существующая рентабельность не позволит справиться такому бизнесу с предлагаемой налоговой нагрузкой, которая только минимально и только по НДС должна составить 2% от оборота, а при этом никто не освобождал бизнес от уплаты НДС по предлагаемой ставке в 9%, налогу на прибыль, налогу с доходов физических лиц, единого социального взноса», — говорит он.
Отдельно стоит выделить также и эффект новшеств на системообразующий для Украины аграрный сектор. Аграрии лишатся части своих преференций по НДС. 10 процентов от разницы между обязательствами по НДС и налоговым кредитом им придется отдавать в бюджет, если закон будет принят.
Неочевидные последствия
Исходя из экспертных мнений, сложно предположить, насколько эффективна и корректна будет политика Миндоходов при реализации своей инициативы. Ситуация может повернуть как в ту, так и в иную сторону.
«Даже убыточным компаниям придется платить налог. Части из них придется просто закрыться. Хотя такую налоговую реформу в целом я бы поддержал – но при этом рекомендовал правительству сопроводить ее программой создания дополнительно 100 тыс. – 200 тыс. рабочих мест», — считает Виталий Шапран.
Как следствие закрытия компаний, усиливается тренд монополизации тех или иных сегментов бизнеса, предупреждает директор аналитической группы «Да Винчи АГ» Анатолий Баронин. «Это повлечет за собой ухудшение ситуации на рынке занятости, затормозит рост ВВП, снизит конкуренцию и приведет к росту инфляции. При это вряд ли предложенные меры компенсируют инициативы по снижению нагрузки на фонд заработной платы», — рассуждает он.
Как могут отреагировать те компании, которые останутся? Если возложенную налоговую нагрузку им будет сложно тянуть, то она будет переложена на плечи конечного потребителя. Поэтому эксперты уверены, что Миндоходов необходимо еще серьезно проработать свою инициативу.
Олег Сорочан, Ольга Левкович, Татьяна Кривенко
Коментарі - 38
Если и вводить что-то вместо НДС, то только налог с продаж. Но ни как не налог с оборота. Если введут НСО, то капец придет всем, кроме вертикально-интегрированных предприятий, т.е. кроме олигархов.
Повторюсь еще раз: весь нормальный мир соскочил с НСО еще в середине прошлого века, т.к. поняли, что налог с оборота является стимулом к вертикальной интеграции и создания крупных компаний с полным циклом производства. А как гласит пословица: шкафы громко падают. Поэтому там это давно поняли и пошли другим путем. В основном ушли в НДС (сейчас где-то 75% стран), который не заставляет предприятия укрупняться. Несколько стран (в т.ч. и США) ушли в НСП. А у каких-то стран вообще нет ни НДС, ни НСО, ни НСП — оффшоры, например, или Катары с Брунеями и пр.
На самом деле все элементарно. «Ребятам» уже просто-напросто нечего тырить из госбюджета, т.к. там реально пусто. Не просто пусто, а жестокий «минус». А слямдить еще и еще больше за эти бабки подмять под себя хочется. Пока есть время. Вот и придумывают способы как подкинуть деньжат в бюджет и на этой волне распилить бабло на тендерах по завышенным в два-три счетчика ценам. Так что… К улучшению бизнес-климата в стране или стимулирования экономики эта идея не имеет никакого отношения. Вот где-то так…
Пока не дефолтнемся. А там новые налоги введут.
Налог на имущество 2-3% и для физлиц, и для юрлиц.
Банковские процентные доходы включат в доходы физлиц под 15%.
Налог на землю увеличат до 500-1000 гривен с гектара сельхозземли. Платные дороги. Всеобщее декларирование доходов. Как еще не додумались ввести налог на себестоимость?
У него вообще в последнее время такая мода пошла — постить сначала там, а потом перепостить на всех остальных сайтах.
Так что в ближайшее время и тут пометит своим мнением на тему налоговой реформы :-) Ждем-с, однако…
ПыСь. От, намедни — сегодня с утра — на УкрПравде он на счет инфляции и ВВП отпостился. Теперь сюда закинул — minfin.com.ua/blogs/okhrimenko/38514/. Но с УкрПравдой у Охрименко незадача — там у него нет возможности банить народ в своих блогах. А здесь, на Минфине, есть такая возможность и здесь он банит всех, кто высказывает подтвержденные фактами или статистикой контраргументы его одам «покращенням». Слабак, одним словом. Трусливый и никчемный слабак и ничего более…
Оплата за обслуживание дома, где ЖЭК только метлой махает, и то не всегда.
Оплата за горячую воду которая идет холодная из крана!
Разбитые дороги, которые делают на один сезон!
Коррумпированные государственные структуры, которые не выдадут разрешения без ДЕНЕГ!
Мизерные пенсии и повышение пенсионного возраста!
ГАИ в котором нет госномеров, если нет НАЛИЧНЫХ!
Сколько можно!????
Разве это нормально???
А мы уже и привыкли…