Проблемы в банковской системе Кипра усилили переформатирование списка основных инвесторов украинской экономики. На фоне 13-процентного снижения чистого притока в Украину прямых иностранных инвестиций изменилась и географическая структура инвестиций. Вместо Кипра ключевой страной, через которую украинские бизнесмены оформляют сделки, в I квартале стали Британские Виргинские острова, пишет Коммерсант-Украина в статье «Украина обживает новые острова».
Украинский бизнес ищет замену кипрской юрисдикции
В I квартале в Украину поступило $1,56 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ), сообщили вчера в Госстате. Однако с учетом оттока капитала и курсовой переоценки прирост накопленных иностранных средств составил всего $736,6 млн. Примечательно, что в аналогичном квартале 2012 года приток инвестиций был намного меньше — $885,1 млн, но за счет низкого оттока капитала и курсовой переоценки прирост портфеля инвестиций был даже выше, чем сейчас,— $846,9 млн.
Основная особенность структуры ПИИ начала нынешнего года состоит в небольшом объеме вложений из Кипра. Традиционно именно эта страна является ключевым инвестором в Украину: общая сумма вложений составляет $17,6 млрд (31,8% от всего объема ПИИ). Однако в I квартале из этого государства поступило лишь $49,4 млн (6,7% общего притока). При этом кипрские инвесторы вкладывались в основном в операции с недвижимостью ($94,3 млн), строительство ($40,7 млн) и торговлю ($43,3 млн), тогда как в промышленность было инвестировано всего $7,1 млн. Среди отраслей, из которых уходили кипрские инвестиции, был финансовый сектор — изъято сразу $202 млн.
На этом фоне резко возросли вложения из других стран. Ключевым инвестором стали Британские Виргинские острова — из них в украинскую экономику поступило $266 млн. Значительным оказался объем инвестиций из Швеции (+$99,1 млн), Великобритании (+$95,7 млн) и Нидерландов ($63,9 млн). «Проблемы с переводом средств из кипрских банков заставляют инвесторов искать новые пути для вложений. Логично, что самыми востребованными были Британские Виргинские острова и Нидерланды — эти страны наиболее удобны для инвестирования. Возможно, что инвестиции из Великобритании в значительной мере представляют собой вложения из британских специальных территорий»,— отмечает партнер юридической фирмы AstapovLawyers Олег Мальский. По его словам, такая динамика инвестиционных вливаний продлится и после отмены Кипром всех ограничений на движения капиталов и межбанковские переводы.
Одновременно сохраняется слабая активность российских инвесторов. Из РФ было вложено в украинские предприятия лишь $29,8 млн. А инвесторы из Германии и Франции и вовсе сокращают свои вложения — на $7,9 млн и $4,7 млн соответственно.
Основной объем ПИИ в I квартале был направлен в сектор торговли ($384,4 млн), операций с недвижимостью ($145 млн), строительство ($38,9 млн) и транспорт ($24,7 млн). Из финансового сектора было изъято $107,3 млн. «В отличие от прошлых лет, не стоит ожидать крупных сделок в финансовом секторе»,— уточнила ведущий экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. Отток ПИИ из финансового сектора начался в прошлом году (-$78,9 млн). При продаже украинских «дочек» иностранных банков все материнские структуры в последние годы фиксировали убытки из-за списания своих инвестиций в Украину.
Что касается промышленности (отток ПИИ на сумму $4,2 млн), то восстановление притока капитала в эту сферу зависит от улучшения бизнес-климата в стране. «Несмотря на то что в нынешнем году возможны крупные поглощения, договоры между офшорными структурами уже не будут учитываться в структуре притока ПИИ. Ситуация с инвестиционным климатом остается неудовлетворительной, поэтому не стоит ожидать увеличения притока иностранных инвестиций»,— прогнозирует госпожа Белан. По итогам 2012 года, согласно подсчетам Госстата, приток ПИИ в Украину составил $4,13 млрд. «Инвесторы вкладываются с расчетом получить прибыль уже за два-три года. Однако сейчас такие вложения считаются высокорисковыми, а поэтому без снижения этих рисков как политического, так и экономического характера сложно рассчитывать на значительный приток ПИИ»,— резюмирует директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец.
Коментарі - 1