Мінфін - Курси валют України

Встановити
29 квітня 2013, 12:31

Важно, чтобы все граждане были равны перед законом, независимо от их статуса — Бродский

На прошлой неделе Верховная Рада приняла проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией» (№2802 от 15 апреля 2013 г.). На данный момент документ ждет подписи президента Украины. Кроме того, на рассмотрении в парламенте находится проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реализации государственной антикоррупционной политики».

Председатель Госпредпринимательства Михаил Бродский.
Председатель Госпредпринимательства Михаил Бродский. Фото с сайта job-sbu.org

Председатель Госпредпринимательства Михаил Бродский отвечающий в правительстве за вопросы дерегуляции прокомментировал оба законопроекта.

Взятка заменена «неправомерной выгодой» — за устные обещания тоже будут наказывать

— Какова цель принятия данных законопроектов? Что это изменит в уже существующем антикоррупционном законодательстве?

— Действующее законодательство в этой сфере не является совершенным. Поэтому названные законы позволят восполнить пробелы и устранить существующие недостатки и будут способствовать борьбе с коррупцией. В первую очередь, это касается чиновников, госслужащих местного самоуправления. Кроме того, оба законопроекта — это часть Национальной антикоррупционной стратегии, принятой в 2011 г., и они разработаны в соответствии с рекомендациями GRECO (Группы государств по борьбе с коррупцией).

— Какие конкретные изменения принесет первый законопроект, уже ожидающий подписи президента?

— Расширены некоторые понятия, относящиеся к коррупции, повышены штрафы и предусмотрено ужесточение санкций за нарушения. Так, термин «взятка» заменен понятием «неправомерная выгода». Объясню отличие: согласно украинскому судопроизводству, взятка носит имущественный характер, то есть когда подкупают деньгами, имуществом и т.п. Но были и устные договоренности, обещания за услуги, например, когда приходят и говорят: «Помоги оформить документы, а я тебе помогу в решении другого вопроса». Это ведь тоже взятка? А согласно ныне действующему законодательству не докажешь, что это взятка. Поэтому и расширили понятие до «неправомерной выгоды», включающей в себя и деньги, и имущество, и льготы, и услуги, и обещания, и предложения, которые предоставляют или получают без законных на то оснований.

Под уголовную ответственность подпадают как те, кто берет взятку, так и те, кто ее предлагает

— Михаил Юрьевич, вы сказали о более жестких санкциях...

— А иначе невозможно! Нужно, чтобы чиновники и те, кто готов «платить» в обход закона, понимали, что, давая деньги в конвертах или предлагая услуги, они заплатят намного больше. Согласно принятому Верховной Радой закону, все коррупционные правонарушения, связанные с получением неправомерной выгоды, трактуются уже не согласно Кодексу об административных правонарушениях, а в соответствии с Уголовной конвенцией против коррупции. Соответствующие статьи исключены из Кодекса об административных правонарушениях, а в Уголовном кодексе расширены статьи по санкциям и штрафам. Так, название статьи 354 будет звучать так: «Подкуп работника госпредприятия, учреждения, организации».

— То есть это означает, что наказываются те, кто подкупает? Ведь в действующей редакции этой статьи речь идет о самом получении незаконного вознаграждения госслужащим.

— И они тоже. Под уголовную ответственность подпадают как те, кто берет взятку, так и те, кто ее предлагает. Я уже сказал о расширении сроков и понятий. Поэтому в статье 354 прописаны штрафы для последних — от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан или санкции в виде общественных работ до 100 часов. Повторное нарушение — штрафы увеличиваются вдвое. Чиновники, которые приняли предложения, обещания, обратите внимание — даже устные (!), на получение неправомерной выгоды для себя или третьих лиц и, тем самым, злоупотребили своим положением, наказываются жесткими санкциями. Это или штраф от 12000 до 17000 грн, или арест вплоть до шести лет заключения. Взятка в размере от 8500 грн считается особо крупной — за это конфискуют имущество. И во всех случаях служащий лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

— Если определены максимальные суммы, за которые наказывают, то наверняка установлен и минимальный размер, определяющий неправомерную выгоду?

— В проекте закона указано, что предложение или получение денежных средств, имущества, льгот, услуг, превышающих 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан, или нематериальных активов уже является нарушением. А это около 300 грн. То есть теперь предложение гаишнику этих 300 грн, чтобы ты не платил 500, — и наручники на тебя.

— А что делать, если требуют деньги или услугу в ответ? Если, кроме как дать ту же взятку, нет никакого другого выхода? Получается, что вроде и не виноват, а все равно подпадаешь под статью?

— Надо идти в милицию, прокуратуру. Если после вымогательства денег или каких-то обещаний, даже если гражданин таки заплатил их в конверте, он обратится в соответствующие органы с сообщением о таком нарушении со стороны чиновника, с него снимается уголовная ответственность. Однако обращение должно быть до того, как лицо начали подозревать в преступлении. Иначе получается, что тебя обвинили, а ты сразу придумываешь, что требовалось. Все должно быть по-честному.

Страна должна знать своих «героев» в лицо

— Вы также сказали о неправомерных выгодах для третьих лиц. Что означает этот термин и какие установлены санкции? Ведь в действующем законодательстве этого нет.

— Да, вымогательство, или получение, или даже предложение «помочь» третьим лицам наказывается в таких же размерах, как и «для себя». Приведу простой пример: человек приходит к служащему с просьбой ускорить подписание каких-то бумаг и взамен обещает помочь ему устроить сына в университет. Другой пример: служащий помогает решить вашу проблему, а за это просит, чтобы вы помогли его знакомому. Это — выгода для третьих лиц. Пример более масштабный: чиновник списал долг предпринимателя перед государством, а тот переписал имущество на его дедушку. Против чиновника открывают уголовное дело, лишают его свободы, а имущество дедушки конфискуют.

— Значит, третьи лица — это не только родственники?

— Третье лицо — это дедушка или знакомый из моего примера. Относительно родственников и близких — об этом уже в другом законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реализации государственной антикоррупционной политики». Он на данный момент ждет первого чтения в Раде. Этот документ дополняет уже принятый. Он предлагает расширить термин «близкие лица» в Законе «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» и включить сюда отчимов, пасынков-падчериц, попечителей, а также лиц, которые совместно проживают, но не находятся в браке, то есть тех, кто живет в гражданском браке. А конфликт интересов — это не просто противоречие между личными интересами, но и с имущественным-неимущественным характером. В общем, данный проект вносит изменения в целый ряд законов. Например, в нем уже отмечается, что при переводе госслужащих в другой государственный орган спецпроверку они не проходят.

— То есть этот законопроект касается изменений именно относительно государственных служащих, их прав и обязанностей?

— Можно и так сказать. И следует отметить, что уже из названия понятно, что его цель — антикоррупционная политика. Здесь определяется механизм осуществления финансового контроля через проверки деклараций о доходах, определены институты, ответственные за контроль и соблюдение законодательства по урегулированию конфликта интересов. Даже конкретизировано, где и как найти информацию из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Я не думаю, что большинство граждан знают о таком.

— Михаил Юрьевич, вы хотите сказать, что с принятием этого законопроекта данная информация станет доступной? И нужно ли, чтобы личные данные публиковались?

— Этот реестр формируется и ведется Минюстом. В него входят все сведения о нарушении. Исчерпывающую информацию предоставляют по запросам государственных, правоохранительных органов, во время спецпроверок, а также если физическое лицо хочет получить сведения о себе. Также есть информация, которую круглосуточно может получить каждый на сайте Минюста, — фамилия, имя, отчество, должность на время нарушения, состав правонарушения, вид наказания и дисциплинарного взыскания. Страна должна знать своих «героев», как говорится, в лицо.

— Если подытожить ваши комментарии, эти два законопроекта должны дать положительный результат и уменьшить уровень коррупции?

— Я убежден, что президент тоже поддержит внесение всех этих изменений. Принятие этих документов сделает равными перед Законом всех граждан, независимо от их статуса.

Коментарі - 6

+
+29
camelot
camelot
29 квітня 2013, 12:45
#
Нету вопросов, а так же ответов на следующее:
1. что делать если если главный прокурор (Украины, области, района) бездействует, покрывает коррупцию, тормозит запуск дела?
2. судья принимает сторону того кто заплатил больше, либо судит по указке сверху? суды ведь давно уже превратились в бизнес?
+
0
Donkey
Donkey
30 квітня 2013, 13:58
#
Защитник интересов предпринимателей!!!
+
+12
SOG
SOG
30 квітня 2013, 15:31
#
Хай звиняє пан Бродський але на цім фото Хеллбой
+
+13
infopotok
infopotok
5 травня 2013, 8:02
#
Ну хеллбой хоть с яйцами, а это евнух какой то
+
0
Fanfan
Fanfan
9 травня 2013, 7:55
#
Украина на почетном третьем месте в мире по коррупции в бизнесе, и эти госболтуны все фантазируют, как будут бороться с этим.
+
0
Parlya
Parlya
10 травня 2013, 13:37
#
А ведь господин Бродский прав, все слышали о работе его ДОКа в Черкассах, который не платил налогов и в итоге ликвидировался:)
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися