Введение специальных ввозных пошлин на наиболее популярные иномарки заставляет импортеров пересматривать модельный ряд для Украины. Предпочтение будет отдаваться дизельным двигателям, а также бензиновым с рабочим объемом менее одного литра. Местные же производители подыскивают иностранных партнеров для расширения производства автомобилей наиболее массового сегмента — пока среди китайских и российских компаний, пишет Коммерсант-Украина в статье «Автопарк нового периода».
Украина готовится к ввозным пошлинам на авто
Общая мобилизация
До начала действия специальных пошлин на автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 л и 1,5-2,2 л осталось менее двух недель. Напомним, с 13 апреля при их ввозе существующая 10-процентная пошлина увеличивается на 6,46% и 12,95% соответственно. По оценкам Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), это должно повысить стоимость импортных автомобилей для конечного потребителя на 7,8% и 15,6% соответственно.
Не желая уступать рынок, импортеры начали пополнять складские запасы. «Завезем 3,5 — 4,5 тыс. автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 л и 1,5-2,2 л., чтобы как можно дольше предлагать их потребителю по старым ценам»,— говорит заместитель директора по сбыту «Атлант-М Днепровская набережная» (официальный дилер Volkswagen) Тимофей Иванов. «Мы стараемся договориться с заводом о поставке уже произведенных для других рынков автомобилей для того, чтобы создать складские запасы на три месяца продаж»,— отмечает директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак.
Однако не все импортеры могут поставлять машины с других рынков. «Наша компания предпринимает попытки ускорить процесс доставки автомобилей, которые планировалось доставить через несколько месяцев. Но мы не можем брать автомобили с других стран, так как они нуждаются в адаптации под украинский рынок»,— объясняет глава правления «Renault Украина» Ян Птачек.
Запасы на более длительный срок невыгодны для импортеров. «Нет смысла заполнять склад более чем на три месяца. Это несет риски, связанные с понижением спроса и замораживанием средств, а также требует дополнительных расходов на складское хранение», — говорит директор по маркетингу ТД «Нико» (импортер Mitsubishi) Максим Хомяк. «Мы уже сейчас испытываем сложности в работе, поскольку в срочном порядке необходимо найти дополнительные средства и выкупить автомобили, которые планировали оплатить гораздо позже»,— рассказывает генеральный директор «ABT Бавария» (официальный импортер BMW, MINI) Александр Тимофеев. «Кроме того, существуют квоты производителей на поставку определенному импортеру, и заказ обычно расписан на три-четыре месяца вперед. Добиться резкого изменения поставок практически невозможно»,— отмечает генеральный директор «УкравтоВАЗа» (импортер Lada) Игорь Вознюк.
Стратегические сдвиги
Уже во второй половине года импортеры распродадут свои складские запасы и будут вынуждены менять стратегию продаж. «В нынешних условиях именно дизельные версии являются для нас „тузом в рукаве“. Нам не нужно начинать с нуля, дизельные моторы существуют практически для всех ключевых моделей Citroen»,— говорит Лоик Сибрак. По его словам, доля дизельных автомобилей в общих продажах Citroen в 2012 году составила порядка 45%, в Европе — 72%:
«Еще пару лет назад в Украине доля дизельных автомобилей составляла 10%, сейчас — 17%. Потенциал роста здесь большой — ведь на европейских рынках они занимают 60-70%»,— добавляет господин Сибрак. «В Украине может снизиться спрос на бюджетную модель Volkswagen Polo седан, так как она не предоставляется с дизельным двигателем, но мы постараемся нивелировать это за счет увеличения поставок Touareg, Passat и Golf. Доля этих моделей с дизельными двигателями уже сегодня составляет 100%, 60% и 40% соответственно»,— рассказывает господин Иванов. По словам Яна Птачека, все представленные в Украине модели «Renault» могут поставляться с дизельными двигателями. Сейчас доля продаж дизельных автомобилей Renault в Украине составляет порядка 24%.
Главное преимущество дизельных двигателей — более низкий расход топлива. Например, у Volkswagen Passat Highline c дизельным двигателем с объемом 2 л средний расход составляет 5,2 л за 100 км, а у оснащенного бензиновым двигателем объемом 1,8 л —7 л за 100 км. При этом дизельные автомобили дороже бензиновых версий на 5-15%. Но с введением пошлин этой разницы не будет, уверен Лоик Сибрак.
Импортеры также начали пересмотр модельного ряда. Например, компания Ford делает ставку на новый экономический бензиновый двигатель — 0,99 л — EcoBoost, признанный в Европе в прошлом году двигателем года. В Winner Imports Ukraine (импортер Ford) рассказали, что рассчитывают комплектовать двигателем EcoBoost автомобили, которые составляют львиную долю продаж — Ford Fiesta и Focus, а также модель C-Max и новую B-Max.
Переход на продажу моделей с объемом 2,2 л вряд ли будет массовым, говорит Ян Птачек: «Принимая во внимание изначальную стоимость таких автомобилей, мы не уверены, что спрос на них может вырасти».
Время производителя
Заградительные меры, по словам представителей отечественных компаний, уже дают положительный эффект. В прошлом месяце в корпорации «Богдан» заявили, что заключили контракты на поставку комплектующих с АвтоВАЗом и Hyundai и рассчитывают увеличить объем выпуска автомобилей в этом году на 25%. «Мы рассчитываем, что поддержка государства положительно скажется на доходах нашей компании и поспособствует увеличению числа рабочих мест, а также росту объемов уплаченных налогов»,— говорит президент «Богдана» Олег Свинарчук. Впрочем, на ЗАЗе дают более пессимистические прогнозы. В этом году в компании ожидают почти 30-процентного снижения производства. А выйти на прежние объемы планируют только в следующем году.
В отечественных компаниях полагают, что спецпошлины сами по себе недостаточны. Олег Свинарчук считает, что государство должно ввести утилизационный сбор с импортных автомобилей и принять программу развития производства легковых автомобилей до 2020 года, где предусмотрены механизмы, стимулирующие внутреннее производство. А на Запорожском автозаводе неоднократно заявляли о необходимости запрета крупноузловой сборки, поскольку это является скрытым импортом. Сейчас таким образом собираются Skoda на «Еврокаре» и Ssoung Young на Кременчугском автосборочном заводе.
В некоторых компаниях начали задумываться о создании новых производств. «В качестве небольшой компенсации потерь ведем переговоры с АвтоВАЗом об организации сборки автомобилей на одном из украинских предприятий»,— говорит Игорь Вознюк. Пресс-секретарь «Богдана» Сергей Красуля отмечает, что его компания ведет активные переговоры с китайскими производителями и надеется, что они завершатся к концу года соглашением о начале выпуска одной-двух новых моделей.
Впрочем, большинство иностранных компаний пока не заинтересованы в создании производств в Украине. Для производства автомобилей в Украине необходимо прежде всего иметь стабильную законодательную базу, чтобы не менялись правила игры, считает Александр Тимофеев. «Сегодня из-за слабого спроса большинство европейских автозаводов не загружены на полную мощность, поэтому более актуальным является сохранение существующих мощностей с установленным оборудованием и налаженной линией производства, а не открытие новых»,— говорит Лоик Сибрак. По словам Яна Птачека, например, у Renault есть три завода в соседних странах, в частности в Румынии, Турции и России. «Так что создание дополнительных производственных мощностей в Украине нецелесообразно и неоправданно».
Однако главной проблемой остается отсутствие спроса. «В 2008 году 87% автомобилей приобретались в кредит, а сейчас из-за высоких ставок — не более 10%»,— рассказывает гендиректор ВААИД Олег Назаренко. Повысить спрос может, например, программа утилизации старых автомобилей, похожая на ту, что была реализована в России, где несколько лет назад владельцам автомобилей старше 10 лет при условии покупки нового, выпущенного в РФ, выплачивалась утилизационная премия в размере 50 тыс. руб. «Эта сумма составляла порядка 30% стоимости новых классических моделей АвтоВАЗа. За почти два года действия программы было продано свыше 600 тыс. автомобилей или 13% рынка»,— говорит аналитик российской ИК «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.
В этой ситуации производители и импортеры дают диаметрально противоположные прогнозы продаж в этом году. Олег Назаренко считает, что продажи автомобилей снизятся на 30% по итогам 2013 года. «Более привлекательная цена не повысит спрос на украинские технологически устаревшие автомобили. Потребитель следует за модой. Кто будет смотреть фильмы на пленке, когда все перешли на Blu-ray?»,— добавляет господин Назаренко. «Пошлины не помогут восстановить покупательную способность граждан, и мы прогнозируем спад продаж на 10%, до 200 тыс. единиц. Но мы рассчитываем на реализацию программы развития экономики на ближайшие два года, в которой предусмотрена поддержка автопрома»,— парирует Сергей Красуля. Следует отметить, что, согласно программе развития экономики на 2013-2014 годы, планируется направить порядка 2 млрд грн на систему стимулирования потребительского спроса на отечественные автомобили.
Андрей Леденев
Коментарі - 3
Покупая «наши» — субсидируешь баню и проституток «пацанам с района», а рабочие получат известно что и ставку в 2к