Подготовка государственного бюджета — длительный и сложный процесс. И хотя голосуют за него депутаты, как правило, в декабре, но основу документа можно увидеть уже весной, пишет Forbes.ua.
Какой будет бюджетная политика Украины в 2014 году
На очередном заседании Кабинета министров в среду, 27 марта, правительство утвердило Основные направления бюджетной политики на 2014 год (есть в распоряжении Forbes).
Чего ждать от законодателей при формировании бюджета-2014?
Forbes отобрал 10 самых интересных моментов, которые должны быть внедрены в главном финансовом документе страны на следующий год. Среди них — граничный потолок для предоставления госгарантий, реестр проектов, которым будет предоставляться госпомощь, и новый налог на операции с низконалоговыми юрисдикциями.
1. В правительстве работают оптимисты. Для формирования бюджетной резолюции были предложены два сценария развития ситуации. Согласно первому, ВВП по результатам 2014 года в реальном измерении вырастет на 3% — до 1608 млрд гривен. Согласно второму сценарию, реальный рост ВВП составит те же 3%, но при этом он увеличится (видимо, за счет большей базы) до 1694,8 млрд гривен. В проекте резолюции был взят за основу второй — хотя и с оговоркой, что эти показатели могут быть изменены после уточнения данных по росту ВВП в 2012 году и оперативных данных по динамике развития экономики в текущем году.
Кстати, даже этот, оптимистичный сценарий — скромнее, чем показатели роста, заложенные в бюджет-2013 (3,4% рост реального ВВП).
2. В следующем году Кабмин ожидает ускорения инфляции. В бюджете на текущий год закладывали цифру в 4,8% — для роста потребительских цен, и 5,5% — для роста цен производителей. В 2014-м показатели, считают в Кабмине, будут в полтора-два раза выше: 8,3% и 8,6% соответственно.
3. В Программе развития экономики на 2010-2014 годы правительство обещало, что к 2014 году дефицит государственного бюджета не будет превышать 2% ВВП. В Кабмине понимают, что с таким «нормативом» не справятся — в 2013 году этот показатель составит 3,2%. Поэтому правительство планирует, что дефицит государственного бюджета в следующем году не превысит 3%. Привлекать средства для его финансирования планируют прежде всего на внутреннем рынке.
4. Размер государственного долга не превысит 31% ВВП — то есть 525 млрд гривен. В нынешнем году он составит 30,6%.
5. Из интересных новаций, запланированных на следующий год — внедрение «потолка» для предоставления государственных гарантий. В 2013-м Кабмин готов прогарантировать кредиты на сумму 50 млрд гривен. Если в этом году экономика вырастет на обещанные 3,4% и номинальный ВВП достигнет заложенных в бюджет 1576 млрд гривен, то такой объем госгарантий будет равняться 3,3% ВВП. В прошлом году объем предоставленных госгарантий достиг 5,6% ВВП. В следующем максимально возможный объем гарантий предлагается ограничить 3%, или 50,8 млрд гривен.
6. С ликвидностью Единого казначейского счета планируют проводить активные операции — то есть его свободные средства будут размещаться на межбанке. По подсчетам проекта Finrep USAID, если бы такой подход был внедрен и целевой остаток средств на ЕКС был установлен, к примеру, на уровне 100 млн гривен в месяц, то уже в 2011 году это могло бы сэкономить государству 732 млн гривен на обслуживании внутреннего госдолга. Документы, которые позволят размещать средства ЕКС на межбанке, были приняты Кабинетом министров еще в начале 2012 года, но пока в Минфине тормозят этот процесс, ссылаясь на сильные колебания остатков средств на ЕКС.
7. Несколько новаций, согласно проекту закона, Украину ждут и в налоговой сфере. Во-первых, это внедрение объективных критериев по предоставлению налоговых льгот. Во-вторых, увеличение числа лиц, которые платят налог на недвижимость — чтобы улучшить финансовую стабильность местных бюджетов. И, в-третьих, внедрение специального налога на операции украинского бизнеса с резидентами стран с низким уровнем налогообложения.
О чем речь — специалисты в налоговой сфере пока не знают. «В разные времена рассматривались разные варианты. К примеру, бывший вице-премьер Сергей Тигипко предлагал просто облагать все перечисления в офшорные юрисдикции дополнительным налогом в 12%», — говорит руководитель налогово-юридического отдела Ernst & Young Владимир Котенко. Но каким бы ни был этот налог, Кабмину нужно будет прежде выписать четкие правила: на операции с какими странами он будет распространяться — на офшоры или на юрисдикции с «комфортными» условиями налогообложения, такие как Кипр, Швейцария или Нидерланды.
8. Сокращение числа бюджетных организаций, которые содержатся за средства местных бюджетов.
9. Предоставление госпомощи исключительно тем инвестпрограммам, которые включены в Государственный реестр инвестиционных проектов. Чтобы оценивать эффективность реализации этих инвестпрограмм, Кабмин планирует ввести ежегодный аудит.
10. Внедрение подхода, при котором оплата за предоставление социальной услуги будет производиться по факту ее покупки у поставщика, а не без оглядки на объем и качество этой услуги. В первоначальной версии бюджетной резолюции был тезис о переходе на адресное предоставление соцпомощи и установление экономически и социально обоснованных нормативов потребления социальных услуг. На таком подходе давно настаивает консультирующий правительство Всемирный банк — он бы позволил сэкономить средства бюджета. Но по настоянию Министерства социальной политики и труда из финальной версии резолюции эта норма исчезла.
Екатерина Сыченко
Коментарі