При этом перспективы и в ЕС, и в Украине крайне нерадужные. Так, по словам Карлоса Гона, CEO Renault-Nissan, в компании не ждут изменений к лучшему как минимум до 2020 года. В 2013-м глава альянса ожидает сокращения европейских продаж на 3%. Украинские автодилеры настроены чуть оптимистичнее. По их консенсус-прогнозу, в нынешнем году продажи должны остаться на уровне предыдущего, то есть составят чуть более 200 тыс. автомобилей. Если, конечно, не случится потрясений, сопоставимых с падением курса гривны образца 2008-го.
Из-за крайне низкого уровня автопродаж дилеры все чаще посматривают в сторону вторичного рынка, объем которого даже больше первичного. Так или иначе, практически все крупные продавцы работают по программам трейд-ин — выкупу авто с пробегом у владельца с последующим зачетом этой суммы в счет нового автомобиля. Подобные программы есть практически у всех крупных компаний. Правда, большинство выкупали в рамках трейд-ин в основном свои же автомобили. Но, похоже, ситуация меняется — в феврале программу трейд-ин запустила «АИС». Причем в отличие от многих других, здесь принимают автомобили не только когда-то проданные через собственные салоны.
«Рынок автомобилей с пробегом в Украине объемен и достаточно перспективен», — говорит директор по маркетингу группы «АИС» Сергей Боровик.
По его подсчетам, в 2012 году в стране сменили владельца более 242 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию компании «Атлант-М», называет еще большую цифру: по его данным, продажи б/у авто в прошлом году превысили 280 тыс. А в Renault Ukraine назвали цифру почти в 340 тыс. машин, правда, уточнив, что речь идет не только о легковушках, но и о сегменте LCV — малых коммерческих авто.
Зато все эксперты примерно одинаково оценивают долю сегмента трейд-ин: его объем не превышает 1-2%. Хотя теоретически официальные дилеры могут рассчитывать на треть этого сегмента — примерно столько в годовом объеме продаж приходится на самые ходовые автомобили в возрасте до семи-восьми лет. Работать с более «пожилыми» машинами нецелесообразно — ближе к десяти годам авто сильно теряют в цене.
Кстати, о цене. Практически все опрошенные дилеры (за исключением Renault Ukraine, где отказались назвать наценку) говорят, что маржа на машины с пробегом составляет 0-8%. Причем нулевые наценки — это вовсе не рекламная акция. Дело в том, что продавая б/у авто «в ноль», салон все равно зарабатывает деньги, поскольку экс-владелец машины с пробегом покупает здесь же новый автомобиль, принося салону стандартные 3-7% маржи. Причем от стоимости более дорогого, нового авто.
Упомянутая выше «АИС» в нынешнем году планирует вдвое увеличить долю трейд-ин: с 5% общих продаж примерно до 10%. В Renault Ukraine говорят, что процент «обменных» машин в отдельных салонах уже доходит до 7-8%. С учетом всего этого к 2014 году доля проданных по программам трейд-ин автомобилей может вырасти до 7-8% всех официальных продаж. Что, кстати, вполне может поднять общий объем первичного рынка хотя бы до уровня прошлого года. Или частично компенсировать падение продаж, если события в автопроме станут развиваться не по оптимистичному варианту.
Коментарі