В распоряжении Forbes оказался проект договора купли-продажи 25% акций крупнейшей частной газодобывающей компании Украины «Нефтегаздобыча». В качестве покупателя в документе фигурирует «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) Рината Ахметова, в качестве продавца — кипрские компании народного депутата Николая Рудьковского, который владеет 50% «Нефтегаздобычи». Сумма сделки, указанная в документе — $125 млн.
В собственность ДТЭК могут перейти все акции компании Winburg Investments (Кипр), которой принадлежит 16,7% акций «Нефтегаздобычи», и половина акций компании Wolford Holdings (Кипр), владеющей 16,6% акций предприятия.
Проблемный актив
«Нефтегаздобыча» основана в 1999 году Рудьковским в партнерстве с Петром Порошенко. В начале 2000-х 50%-ная доля Порошенко в проекте перешла Нестору Шуфричу (ныне, как и Рудьковский, входит в парламентскую фракцию Партии регионов). Предприятие разрабатывает Семеринковское месторождение в Шишацком районе Полтавской области. В 2011 году выручка компании выросла на 25%, до 1,25 млрд гривен.
В 2012 году над «Нефтегаздобычей» сгустились тучи. В феврале пропал без вести глава правления «Нефтегаздобычи» Олег Семинский. После этого между двумя совладельцами начался открытый конфликт. Тогда, согласно данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, предприятие возглавил Яков Проскурня — менеджер, близкий к донецкому бизнесмену Руслану Цыплакову, другу Виктора Януковича — младшего сына президента. Цыплакову принадлежит финансово-промышленная группа «Метал Юнион».
В начале 2013 года народный депутат от фракции «Батьківщина» Александр Бригинец сообщил о скандале, разразившемся на совещании в Кабмине 18 января. По его словам, Шуфрич обвинил министра энергетики Эдуарда Ставицкого в незаконном приостановлении лицензии «Нефтегаздобычи» и вымогательстве 30%-ной доли предприятия за ее возобновление. Шуфрич не подтвердил эту информацию. Зато Шуфрич и Цыплаков обвинили Рудьковского в попытке осуществить «рейдерский захват предприятия».
Продажа 25% акций «Нефтегаздобычи» может подлить масла в огонь: Рудьковский, похоже, не поставил партнеров в известность о готовящейся сделке. «Ничего не знаю о продаже акций предприятия», — подчеркивает Михаил Черепаня, член правления «Нефтегаздобычи», представляющий в компании интересы Нестора Шуфрича.
На финишной прямой
Ранее Forbes сообщал, что Шуфрич и Рудьковский долгое время пытались продать свои доли в предприятии. Как рассказал источник Forbes, знакомый с ситуацией, продажей доли Рудьковского занимается компания с Британских Виргинских островов — Kalover Resources Ltd. «От ее имени выступают люди из Москвы — Дмитрий Лукашов и Артур Штревинский», — рассказывает собеседник Forbes. По его словам, именно Штревинский ведет переговоры с потенциальными покупателями.
Дмитрий Лукашов свою причастность к Kalover отрицает. «Не буду говорить об этом», — категорично отреагировал он на вопросы корреспондента Forbes. Лукашов признал лишь то, что знаком со Штревинским и «слышал» о Николае Рудьковском.
В числе претендентов на долю в капитале «Нефтегаздобычи» фигурировали кипрская Talahasse Holding, которая представляет интересы небольшой ханты-мансийской нефтяной компании, а также нефтяной гигант ОАО «ТНК-ВР Менеджмент». Связаться со Штревинским для подтверждения этой информации не удалось.
Судя по документам, имеющимся в распоряжении Forbes, дальше всего продвинулись переговоры представителей Рудьковского с ДТЭК. В октябре 2012 года между Kalover и ДТЭК был заключен договор о неразглашении (договор NDA — Non-Disclosure Agreement), согласно которому компания Ахметова получала информацию о «Нефтегаздобыче». В феврале этого года стороны перешли к обсуждению деталей сделки.
Как следует из проекта договора о купле-продаже, со стороны ДТЭК сделку готовит старший юрист юрфирмы «Воропаев и партнеры» Ирина Мых. О сделке она не пожелала говорить: «У наших клиентов есть пресс-служба, обращайтесь к ним». Интересы Рудьковского представляет старший партнер юридической компании DLA Piper Александр Курдидик. Факта переговоров юрист отрицать не стал, но подробности обсуждать также отказался: «Никто из участников сделки не будет говорить вам о ней».
Рудьковский на звонки корреспондента Forbes не реагировал. Представитель ДТЭК говорит, что компания не «комментирует слухи». Ранее руководитель департамента ДТЭК по связям с общественностью Юлия Шилина говорила о том, что энергетический холдинг Ахметова рассматривает возможность приобретения газодобывающих компаний в Украине «в перспективе нескольких лет». Однако покупку акций «Нефтегаздобычи» ДТЭК отрицает. «Данный факт действительности не соответствует», — заявила Шилина.
Аукцион щедрости
В 2011 году, когда собственники «Нефтегаздобычи» вели переговоры с ТНК-ВР о покупке акций предприятия, его стоимость сами владельцы, по неофициальной информации, оценивали в $600-800 млн. Учитывая проблемы, возникшие у газодобытчика после пропажи Олега Семинского и начала прямого противостояния собственников, цена актива могла существенно снизиться.
В 2012 году компания добыла 650 млн кубометров газа — на 16% меньше, чем в 2011-м. Оценочные запасы на конец прошлого года — около 11 млрд кубометров
Тем не менее, сумма предполагаемой сделки — $125 млн за 25% «Нефтегаздобычи» — все еще выглядит весьма привлекательной для Николая Рудьковского. В прошлом году объемы добычи газа «Нефтегаздобычи» составили чуть более 652 млн кубометров (-16% к добыче 2011 года), оценочные запасы на конец 2012 года — около 11 млрд кубометров.
Исходя из мультипликаторов публичных компаний, занимающихся добычей газа в Украине — Regal Petroleum и Kulczyk Oil, стоимость 100% бизнеса, идентичного «Нефтегаздобыче», сейчас может составить от $22 млн (оценка по объему добычи) до $90 млн (оценка по объемам запасов). Стоит ли проблемная компания $500 млн? Переговорщикам виднее.
28 лютого 2013, 14:40
Коментарі