В связи c увеличением количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах Кабинет Министров Украины по инициативе ГАИ 11 февраля 2013 г. внес ряд изменений в Правила дорожного движения, которые вступят в силу 15 апреля 2013 г. Одной из самых обсуждаемых стала норма, согласно которой все пешеходы в Украине обязаны носить световозвращающие (светоотражающие) элементы на одежде в темное время суток. Но как показывает практика соседней Беларуси, эта мера никак не сказывается на уровне смертности на дорогах.
Новые ПДД: будет ли диалог «пешеход-водитель»
![Новые ПДД: будет ли диалог «пешеход-водитель».](/img/2013/722811/big.jpg?1361453378)
Почти каждую 21 минуту случается ДТП с пострадавшими, практически через каждые 129 минут погибает человек. В среднем за сутки аварии уносят 11 жизней и калечат 85 участников дорожного движения.
По данным Госавтоинспеции в г. Киеве, основной причиной ДТП является низкая дисциплина, как водителей, так и пешеходов. Стоит акцентировать внимание, что значительное количество ДТП в 2012 году произошло именно по вине водителей — зафиксировано 1396 дорожно-транспортных происшествий, в которых 87 человек погибло и 1691 получили травмы. Так, например из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов произошло 232 ДТП, в которых девять человек погибли и 234 получили травмы.
Но и пешеходы нарушают ПДД. По их вине за 2012 год произошло 325 аварий, в которых 46 человек погибло и 289 — травмированы. И эта цифра с каждым годом растет. Статистика говорит, что в 2011 году аварии по вине пешеходов было меньше.
Превышение скорости часто становится причиной тяжелых дорожно-транспортных происшествий, однако водители часто относятся к этой проблеме без должного внимания. Даже законопослушные водители, которые никогда не позволяют себе вождение в нетрезвом виде, выезда на встречную полосу и т.п., не считают опасным «небольшое» (до 20 км / ч) превышение разрешенной скорости.
Основные причины ДТП в Украине, в которых пострадали люди. I полугодие 2012 года
![](http://forinsurer.com/img/pics/pic02511.gif)
К примеру, каждому областному управлению ГАИ поручено реализовать спецпрограмму повышения уровня безопасности дорожного движения на период до 2015 года. Так, в рамках которой УГАИ Днепропетровской области раздали 20 тыс. светоотражающих наклеек для безопасности пешеходов, которые были отданы школьникам во время проведения предупредительной работы в общеобразовательных учебных заведениях.
«Также мы напечатали 5 тысяч фликеров, благодаря которым водитель сможет заметить пешехода на расстоянии 130-150 м, а при дальнем свете фар — до 400 м», — отметил начальник отдела профилактической работы УГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области подполковник милиции Владимир Лебедев.
Подобные акции проводятся по всей Украине. Например, в Николаевской области она называлась «Стань заметным — спаси жизнь». Инспекторы подчеркивают, что именно в темное время суток происходят дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов и с их участием.
Ключом к решению проблемы несоблюдения поведения на дороге пешеходов и водителей является не применение законодательных норм или технических средств в виде световозвращающих элементов, а воспитание правильного отношения людей к своей и чужой жизни.
«Я сделал все, чтобы ты меня увидел», — это внутренний настрой пешехода, который носит световозвращающий элемент независимо от того, должен он это делать или нет. Заметьте, такой человек проявляет уважение и к себе — ценит свою жизнь, и к другим — помогает водителю быстрее сориентироваться в дорожной обстановке. По-моему, это очень хорошее начало невербального диалога «водитель-пешеход». В Украине, как показывает практика, большинство к такому диалогу не готово", — рассказал представитель департамента Систем безопасности дорожного движения компании «3М Украина» Кирилл Николаев.
На сегодняшний день световозвращающие элементы в Украине представлены в свободной продаже, как для самостоятельного приспособления на одежду, так и с возможностью приобретения уже готовой продукции.
«Сегодня в Украине световозвращающие элементы в готовом виде представлены в качестве наклеек и брелоков. В свободной продаже есть самоклеющаяся световозвращающая пленка, из которой можно изготовить световозвращающий элемент самостоятельно, выбрав любую форму и размер. Также стоит обратить внимание, что производители верхней детской одежды часто используют световозвращающие материалы при пошиве. На это стоит обращать внимание при выборе одежды для ребенка», — отмечает Кирилл Николаев.
Что касается стоимости, то покупка световозвращающего материала и изготовление элемента самостоятельно обойдется в 5-10 грн, а готовый брелок или флайтер можно прибрести в пределах 10-30 грн. А носить световозвращающие элементы, согласно новым ПДД, стоит в темное время суток.
«Темным временем суток в любое время года считается „часть суток от заката до восхода солнца“. Но стоит помнить, что восприятие дорожной обстановки водителем зависит не только от интенсивности естественного солнечного света, но и от других факторов: степени загрязнения осветительных приборов, индивидуальных особенностей зрения, погодных условий и т.д.», — отмечает эксперт.
Как известно, в Республике Беларусь данная норма была введена в феврале 2008 г., но спустя пять лет после принятия закона появилась новая тенденция: количество наездов на пешеходов стало расти, кроме того, резко выросло, превысив 40%. Кирилл Николаев подчеркиевает, что пешеходы в Беларуси не обязаны носить световозвращающие элементы всегда и везде, условия достаточно четко описаны — «темное время суток, движение по краю проезжей части».
Основные причины ДТП в Беларуси, в которых пострадали люди. I полугодие 2012 года
![](http://img.tyt.by/n/avto/08/3/dtp_diagramm_4.jpg)
«По данным ГАИ Республики Беларусь, статистика наездов на пешеходов за 2012 год действительно выглядит не самым лучшим образом. Однако достаточно большое количество таких случаев обусловлено несоблюдением пешеходами ПДД, в том числе и нормы по ношению световозвращающих элементов. Тем не менее, я бы не стал акцентировать внимание на данной норме, как на панацее», — объясняет эксперт.
Не стоит забывать, что соблюдение ПДД — это, прежде всего, отношения, имеющие две стороны, и полагаться на то, что водитель, благодаря световозвращающим элементам станет внимательнее — по меньшей мере, неразумно, и в глобальном плане это не решит проблемы возникновения ДТП.
Коментарі