Миссия Международного валютного фонда 12 февраля покинула Украину. Подводя итоги ее работы, глава миссии Крис Джарвис заявил, что достигнут прогресс по трем вопросам — снижению дефицита бюджета, сохранению золотовалютных резервов и сокращению дефицита платежного баланса. Это может означать, что украинские власти снова пообещали перейти к плавающему курсу национальной валюты и сократить расходы бюджета, чтобы не допустить обвальной девальвации, пишет Forbes.ua.
Налог на богатых: почему МВФ и Кабмин не договорились
Камнем преткновения осталось нежелание Украины повышать тарифы на услуги ЖКХ. «Значительные субсидии на газ и тепло для населения продолжают подрывать украинский бюджет и платежный баланс», — цитирует Джарвиса сайт МВФ.
Два высокопоставленных сотрудника Министерства регионального развития, знакомые с ходом переговоров, утверждают: отказ повышать тарифы на коммуналку для всего населения — это окончательная позиция правительства, и торг здесь не уместен. Кабмин предложил МВФ альтернативу. Еще в конце января министр иностранных дел Леонид Кожара заявил, что правительство готово поднять тарифы на газ для некоторых категорий потребителей и таким образом сократить дефицит «Нафтогаза», чего требует МВФ. Это не просто планы: в Кабмине уже рассчитали, на сколько нужно увеличить стоимость газа для самых состоятельных потребителей, и даже разделили последних на категории.
Богатые тоже платят
Базовое предложение Кабмина — повысить тарифы на газ для тех, кто потребляет больше 5000 куб. м газа в год. Таких сейчас в Украине, по подсчетам Министерства регионального развития и ЖКХ, 20% населения, говорит чиновник Минрегиона, просивший не приводить его фамилию в печати, поскольку эта информация непублична. «Пусть люди, у которых есть деньги, чтобы закупать газ на обогрев саун, веранд и беседок, платят за это соответствующую стоимость», — говорит он. Почему этим вопросом занимается Минрегион? Ведомство вместе с другими структурами пытается решить, как снизить дефицит НАК «Нафтогаз», не повышая тарифы на ЖКХ.
Условно состоятельных украинцев чиновники предлагают разделить на пять подгрупп, в зависимости от объемов потребления газа в год:
1. 5-6 тыс. куб. м
2. 6-8,5 тыс. куб. м
3. 8,5-10 тыс. куб. м
4. 10-12 тыс. куб. м
5. свыше 12 тыс. куб. м
Для каждой из групп будет предусмотрено свое повышение действующего тарифа. К примеру, для второй группы оно составит 43%. Для пятой стоимость газа вырастет в 2,9 раза. То есть, если сегодня человек потребляет свыше 12 тыс. кубометров газа в год и платит 2685 гривен за тысячу кубометров, то после применения новых ставок будет платить 7786,5 гривен.
Экономический эффект от повышения цен на газ составит 6 млрд гривен, подчеркивает собеседник Forbes в Минрегионе. Это позволит на время снять вопрос о повышении тарифов на коммунальные услуги с повестки дня.
Взаимозамена
Как связаны цены на газ с тарифами на коммунальные услуги для населения? «Нафтогаз» продает газ населению и теплосетям по льготным тарифам. В первом квартале 2012 года украинцы покупали топливо за 831,2 гривны, а теплосети — за 1309,2 гривны за тысячу кубометров; предприятиям топливо обходилось в разы дороже — по 4714 гривен за тысячу кубометров.
Финансировать эти потери приходится из госбюджета. По закону о бюджете на 2013 год, сумма субвенций местным бюджетам на покрытие разницы в тарифах составит 5,1 млрд гривен.
Повышение тарифов на газ для состоятельных украинцев, рассчитывает собеседник Forbes в Минрегионе, позволит перекрыть потери от низких тарифов на услуги ЖКХ. «6 млрд потенциальных доходов сопоставимы с размером кассового разрыва, который «Нафтогаз» имеет из-за разницы в тарифах для населения», — считает он.
Эксперты в этой схеме видят две неувязки, которые не могут не смущать переговорщиков МВФ.
Во-первых, в Украине вряд ли найдется такое количество состоятельных людей, которые за 12 месяцев заплатят за газ дополнительные 6 млрд гривен, подчеркивает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.
Во-вторых, требования МВФ касаются не только размера дефицита «Нафтогаза», но и причин его возникновения. Нет гарантий, что МВФ одобрит такой способ ликвидации дыры в НАК, ведь большинство граждан продолжат платить за газ и услуги ЖКХ меньше, чем те стоят на самом деле.
Коментарі - 4
А о том что большинство граждан получают зарплату меньше, чем им должны получать на самом деле, почему то МВФ не беспокоит. И то что у большей части населения зарплата и квартплата одинаковая, тоже молчат.
Баланс газа — одна из тщательно охраняемых тайн на Украине. Поэтому все «происки» Газпрома — обычное оболванивание «пересычных».
— Это НЕ означает, что украинские власти снова пообещали перейти к плавающему курсу национальной валюты и сократить расходы бюджета, чтобы не допустить обвальной девальвации,
отказ повышать тарифы на коммуналку для всего населения — это окончательная позиция правительства, и торг здесь не уместен…«Значительные субсидии на газ и тепло для населения продолжают подрывать украинский бюджет и платежный баланс»… в Кабмине уже рассчитали, на сколько нужно увеличить стоимость газа для самых состоятельных потребителей, и даже разделили последних на категорию…Базовое предложение Кабмина — повысить тарифы на газ для тех, кто потребляет больше 5000 куб. м газа в год?
тарифы для населения покрывают себестоимость этих услуг лишь на 50-90%,…В результате теплосети влезают в долги перед НАК…«6 млрд потенциальных доходов сопоставимы с размером кассового разрыва, который «Нафтогаз» имеет из-за разницы в тарифах для населения»,
— для начала – надо разделить юрлиц на рынке ЖКХ на группы – обслуживающие население и – предприятия. ТКЭ или ТЭЦ или водоканал должны вести разную расходную часть затрат на обслуживание Юриков и Физиков – тогда не будет накапливаться общий дефицит баланса – Бюджет компенсируй за всех
Далее, по самому подходу в расчетах.
— а если бы дефицит был не 6, а другая сумма – расчеты были — от других цифр?
То есть — в формуле исходная цифра – дефицит НАКа. А потребителям – отдуваться.
Представим, что дефицит погашен и это совпало с периодом снижения цен импорта газа – кто-то в стране поверит, что тарифы пересмотрят или профицит начнет работать на модернизацию энерго распределения…?
Исходник для расчетов для всех видов тарифов – только Четкий план реформирования, с прозрачной расходной частью не только затрат но и прибыли на рынке распределения газа и всего ЖКХ
— Когда представите такой план – будем обсуждать цифры тарифов.