Мінфін - Курси валют України

Встановити
8 лютого 2013, 14:50

Почему упрощение регистрации недвижимости обернулось усложнениями

Обещанное упрощение регистрации прав на недвижимость пока привело только к практически полному параличу системы, пишет SV-Development.

Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» приняли еще в 2010 году, и он должен был вступить в силу с 1 января 2012-го. Но к этой дате Минюст подготовиться не успел. Впрочем, как не успел и к 1 января нынешнего года – на это число впоследствии была перенесена дата запуска документа.

Первые дни работы новых правил показали изъяны закона, к тому же подзаконными актами урегулированы далеко не все необходимые вопросы. Итог – нотариусы массово отказываются регистрировать права на недвижимость, а к государственным регистраторам скопились огромные очереди. О регистрации прав на землю вообще говорить практически не приходится.

На днях президент Виктор Янукович уволил главу Укргосреестра Леонида Ефименко после критики последнего со стороны премьера Николая Азарова. Впрочем, это решение, скорее смахивает на игру на публику. Остается надеяться лишь на то, что Минюсту удастся в кратчайшие сроки провести работу над ошибками, и «переходный период» не затянется надолго.

Сама идея закона неплоха и при более тщательной подготовке к его введению в силу могла бы действительно значительно облегчить регистрацию вещных прав. Ведь ранее право собственности на недвижимость регистрировали БТИ, что требовало времени, официальных и неофициальных материальных затрат. А реестр прав на землю вело Госземагенство. По новым правилам, если бы все работало так как предусматривалось, дом с земельным участком можно было бы зарегистрировать у нотариуса при заключении сделки за один день. Увы, на практике все оказалось не так.Первые дни работы новых правил показали изъяны закона, к тому же подзаконными актами урегулированы далеко не все необходимые вопросы.

По словам старшего юриста ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Максима Лебедева, несмотря на то, что нотариусов готовили к осуществлению особых функций на специальных курсах в течение нескольких месяцев, разобраться в столь непростой процедуре удалось не всем. «Более того, стоит учесть, что Государственный реестр вещественных прав на недвижимое имущество был практически пустой, на момент его запуска, для пользования которым нотариусам необходимо обработать целый массив информации для проведения регистрационного действия», — говорит он. Все это отпугнуло нотариусов от работы с Реестром, в связи с чем они отправляли своих клиентов в регистрационную службу. Впрочем, юрист отмечает, что к нотариусам в данном вопросе стоит относиться с пониманием.

Ведь при внесении сведений в Реестр они собирают информацию с различных баз данных (реестр отягощений, реестр ипотек) и всю подобную информацию заносят в Укргосреестр. Этот процесс занимает немалое количество времени, пишут Контракты. В то же время, нотариус обязан зарегистрировать право собственности за один день, тогда как регистратору на это отводится 14 дней. При этом сами нотариусы жалуются, что даже на «горячей линии» Укргосреестра порой им не могут объяснить как поступать в той или иной ситуации. Просто говорят, мол, читайте закон и кладут трубку.

Отметим, что изначально нотариусов в законе вообще не было. Все действия по регистрации вещных прав должны были осуществлять государственные регистраторы Укргосреестра. Однако это вызвало опасения многих экспертов в том, что регистрационная служба просто превратиться в новое БТИ. Потому позже в закон внесли изменения определяющие, что регистрацию при сделках, требующих нотариального заверения, осуществляют нотариусы. Мол, все для людей – коль пришел к нотариусу заверить договор, пусть уж он и все регистрирует. В случаях же ввода объекта в эксплуатацию впервые, его разделения, если объект переводится из нежилого фонда в жилой или наоборот и пр. нужно обращаться к государственному регистратору.

По словам Максима Лебедева, госрегистраторы действительно вносят данные в реестр в независимости от того, будет ли владелец недвижимости осуществлять нотариальные действия либо нет. Но также обращает внимание, что сами сотрудники регистрационных служб не в полной мере понимают процедуру регистрации. Более того, в отдельных случаях они принимают пакеты документов, не убедившись в их комплектности, чем нарушают Порядок регистрации.

Сегодня нотариусы работают под угрозой внесения в «черный список». Минюст даже пообещал за отказ от регистрации недвижимости отбирать лицензии. Максим Лебедев замечает, что согласно Порядка совершения нотариальных действий нотариусы имеют право отказывать в осуществлении нотариального действия, в связи с чем они выносят постановление об отказе. Конечно же, причины такого отказа должны соответствовать закону. «Правда, — советует юрист, — вряд ли нотариуса, который не сумел разобраться в новой системе стоит принуждать к регистрации права собственности, так как пострадать от этого может именного владелец имущества».

В свою очередь, будет эффективнее обратиться к другому, более подготовленному нотариусу. Также стоит обратить внимание, что нет необходимости всем владельцам недвижимости заново оформлять право собственности на имущество. Новые правила предусматривают обязательное внесение информации в Укргосреестр лишь при возникновении, переходе либо прекращении права собственности. При оформлении аренды недвижимого имущества прохождение процедуры регистрации также потребуется.

Читайте также:

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися