Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подал президенту Виктору Януковичу рекомендации по экстренному улучшению бизнес-климата в стране. Иначе, предупреждают в банке, инвестиции в экономику Украины начнут быстро сокращаться. Об этих рекомендациях, перспективах развития украинской экономики и ее основных проблемах специальному корреспонденту Юрию Панченко рассказал управляющий директор ЕБРР по региону Турции, Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Оливье Декамп, пишет Коммерсант-Украина в интервью «Оливье Декамп: многие наши партнеры уже просто не могут работать в нынешних условиях».
Ускорение роста экономики Украины будет с 2014 года
— Украина показывает одни из худших темпов роста ВВП среди стран региона присутствия ЕБРР и до сих пор не вышла на докризисный уровень. Чем это объясняется?
— Путь выхода украинской экономики из кризиса был тернистым. Не стоит забывать, что Украина очень зависима от экспорта сырьевых компонентов, в первую очередь — металлургической продукции, мировой спад спроса на которую мы сейчас наблюдаем. На темпы роста украинской экономики влияет также кризис еврозоны — страны, имеющие значительные торговые контакты с ЕС, пострадали больше других. В этой связи следует отметить, что ситуация в Украине не уникальна — подобные процессы происходят и в странах еврозоны. Кроме того, мы наблюдаем цикличное развитие экономики. Учитывая, что в 2012 году в Украине проводились выборы, реформы были приостановлены. Поэтому на 2013 год мы закладываем очень небольшой рост украинской экономики — 1%, но рассчитываем, что постепенная стабилизация в еврозоне будет иметь положительное влияние на Украину уже во второй половине года. В связи с этим мы ожидаем ускорения роста украинской экономики с 2014 года.
— Президент ЕБРР заявил о резком ухудшении инвестиционного климата в Украине в последние месяцы. Что имеется в виду?
— Мы всегда говорили о взаимосвязи роста экономики и хорошего инвестиционного климата. Инвесторы пересматривают свое отношение к новым для себя рынкам, особенно если это развивающиеся страны. В данном случае ЕБРР представляет собой мост между инвесторами и украинской властью. Мы работаем в Украине уже давно и постоянно получаем сигналы от наших клиентов о сложностях, с которыми они сталкиваются, реализуя свои проекты. Это связано и с невыполнением законов органами власти, и с избирательным подходом к контролю над бизнесом, и со многим другим. В 2012 году эти сигналы настолько участились, что мы увидели: многие наши партнеры уже просто не способны работать в нынешних условиях. И мы не могли не вмешаться. Нынешний визит президента ЕБРР хорош тем, что в Украине недавно было назначено новое правительство, поэтому у нас больше надежд, что наши рекомендации будут услышаны.
— Какие конкретные шаги ЕБРР предлагает власти для улучшения сложившейся инвестиционной ситуации?
— Правительство должно прислушаться к отечественным и зарубежным инвесторам, работающим в Украине. Необходимо провести опрос компаний и с помощью анкетирования выявить 5-10 самых острых проблем, мешающих бизнесу развиваться. После этого специальная рабочая группа с участием представителей власти, бизнеса и международных финансовых организаций должна определить порядок решения этих проблем. Чтобы работа группы была успешной, сторонам нужно подписать меморандум о взаимопонимании с четко прописанными временными рамками выполнения этих мер — в этом случае бизнес будет ей доверять.
— Еще одна инициатива — создание института бизнес-омбудсмена для решения споров, возникающих между бизнесом и органами власти. Это должен быть равноудаленный орган, пользующийся у них уважением. К омбудсмену смогут обращаться все инвесторы, как национальные, так и иностранные. Самое главное — изменить характер взаимоотношений между властью и бизнесом. Радует, что президент Виктор Янукович заинтересовался предложениями, попросив подготовить их для дальнейшей работы.
— Давать рекомендации входит в обязанности банка?
— ЕБРР традиционно участвует в советах инвесторов или бизнес-советах при президентах или главах правительств в тех странах, где мы активно работаем. Подавали ли мы рекомендации непосредственно президенту — да. Однако сама форма подачи этих советов, так сказать, их жесткость, пожалуй, является прецедентом для банка. Нынешняя ситуация требует жестких решений. Опыт России показал, что институт бизнес-омбудсмена, к созданию которого мы причастны, работает в этой стране весьма успешно, в чем мы могли сами убедиться.
— Есть ли другой положительный опыт, кроме РФ?
— Пожалуй, нет, но успех этого института в России — а там он показал положительные результаты в довольно сжатые сроки — позволил нам экстраполировать ситуацию на Украину, дав такую рекомендацию. Принятие всех необходимых законодательных изменений, а главное — их имплементация, занимает много времени. Мы это понимаем, но властям необходимо уже сейчас подать сигнал бизнесу, что ему готовы идти навстречу.
— Правительство предложило ЕБРР кредитовать программу безопасности атомных электростанций и строительства метрополитена в Харькове. Возможно ли изменение пропорции кредитов ЕБРР в пользу государственных?
— Оптимальное соотношение кредитов — 65/35 в пользу частных компаний. Каждый год мы стараемся соблюдать эту пропорцию. Поэтому для нас важен хороший бизнес-климат в Украине, который позволяет привлечь больше заявок на кредитование от частного бизнеса. Государству мы помогаем крупными кредитами на стратегические цели. У таких проектов длительный срок подготовки. Кредиты же частному бизнесу выдаются намного быстрее. Это позволяет нам избегать чрезмерной концентрации на госпроектах в конкретный год и при необходимости переносить подписание проектов в госсекторе на следующий период. Мы предпочитаем также кредитовать государственные проекты не самостоятельно, а в партнерстве с другими финансовыми институтами, например Европейским инвестиционным банком. Кроме того, программы, которые вы назвали, действительно интересуют банк, но окончательное решение о нашем согласии их кредитовать еще не принято.
— Вы объявили о новом направлении — поддержке муниципальных властей. Какие города могут быть вашими заемщиками и на какие цели будут выдаваться средства?
— Мы подготовили хороший портфель муниципальных проектов в 15 различных городах. Их суммарная оценочная стоимость составляет 100-130 млн евро. Это заемные средства на проекты в сфере энергоэффекивности, в частности на модернизацию систем отопления и водоснабжения. Мы стараемся выдавать кредиты не под госгарантии, чтобы приучать муниципалитеты к большей финансовой ответственности и самостоятельности. При этом нашими заемщиками могут быть не только крупные города.
— Можно ли сказать, что после кризиса стало намного сложнее найти надежного заемщика среди частных компаний?
— Безусловно, кризис отразился на работе бизнеса. Если ранее компании привлекали кредиты на развитие и увеличение рыночной доли, то сейчас берут средства на покрытие текущих расходов. Намного сложнее стало привлекать кредиты малому и среднему бизнесу. Именно поэтому мы финансируем банки для кредитования ими бизнеса. Эти программы будут продолжаться.
— Насколько важна для ЕБРР работа Украины с Международным валютным фондом?
— Макроэкономическая стабильность в стране имеет серьезное значение для бизнеса. Она позволяет с большей уверенностью смотреть в будущее. Именно поэтому мы приветствуем возобновление переговоров Украины и МВФ. Кредитная программа фонда позволит стабилизировать ситуацию в стране, что положительно отразится на планах инвесторов на украинском рынке.
Коментарі - 3