С начала года в стране появились штрафы за нарушение правил расчетов наличными. Эксперты полагают, что это последний подготовительный этап для введения максимальной суммы расчетов «живыми» деньгами, пишут Известия в Украине.
Для начала расчеты наличными Нацбанк ограничит крупной суммой
Право ограничить украинцев в использовании наличных средств Национальный банк получил еще в прошлом году, но до сих пор не воспользовался им. Экономисты утверждают, что тянуть дальше некуда. Бумажные деньги дорого обходятся экономике, помогают теневому бизнесу и расшатывают банковскую систему. Лимит на использование наличности позволит уменьшить коррупцию и уклонение от налогов в бизнес-среде. Кроме того, банкиры получат возможность снизить проценты по кредитам для населения.
Бумажная стена
Ограничить расчеты наличными пытались еще пять лет назад, однако тогда до практических мер дело не дошло. А ведь лимит на обращение «живых» денег автоматически увеличивает доходность банков — операций по карточкам становится больше и с каждой из них банк-эмитент карточки до кризиса имел неплохой процент, поэтому резкая критика новшества экспертами была гарантирована. Сегодня ограничение наличных расчетов получило вполне достойное обоснование. Во-первых, это один из шагов государства в борьбе с теневой экономикой и нелегальными доходами. Во-вторых, это необходимая мера для превращения Украины в европейское развитое государство. Лимиты на использование наличных установлены во всех странах Евросоюза, давно существуют в Штатах, и к слову, принимаются даже в соседней России.
«Действия по ограничению наличных расчетов концептуально вписываются в мировую стратегию по борьбе с отмыванием «грязных» денег, — поясняет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Максимально возможный переход на электронные расчеты и безналичные платежи стал общим правилом, которое предлагается любой стране для сокращения теневого сектора экономики». Тянуть с введением этого правила Украине больше нет смысла, считают эксперты. Объемы наличности на руках у населения достигли критической массы — около 200 млрд грн. и порядка 50—70 млрд иностранной валюты (чаще всего долларов). Точные цифры назвать никто не берется, но все экономисты сходятся в том, что сумма постоянно увеличивается. В то время как Европа делает все возможное для сокращения «бумажной» денежной массы.
«Сократить объемы денег в наличном обороте до нуля, конечно, не удастся, но по опыту европейских стран эту сумму можно снизить хотя бы вполовину», — поясняет советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. Для сравнения, в Европе доля наличных в денежной массе сегодня не превышает 5—6%. В то же время в Украине с использованием хрустящих купюр совершается три четверти все покупок — от продуктов в супермаркете до автомобилей и недвижимости. При этом, по расчетам НБУ, увеличение объемов безналичных расчетов в экономике на 10% обеспечивает дополнительный прирост ВВП на 1,5%. «Это очень простая взаимосвязь, — утверждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Чем больше денег пойдет через банковские счета, тем проще будет контролировать теневые доходы. Соответственно, тем больше налогов поступит в казну».
Кроме того, перевод «живых» денег на безналичные счета укрепит ликвидность банковской системы. «Чем больше средств находится в безналичном обороте, тем дешевле финансовый ресурс обходится банкам, — подчеркивает Охрименко. — Следовательно, банкиры могут предложить населению более дешевые банковские продукты. Когда мы киваем в сторону Западной Европы и говорим, что в Дании или Швеции очень низкие ставки по кредитам, мы забываем о том, что наличности там «ходит» мало, основная масса средств находится на банковских счетах. Проще говоря, украинские банки по сравнению с европейскими сейчас обескровлены, им нечем удешевить кредиты. Если хотя бы третья часть денег перекочует из-под матрацев в банки, процентные ставки по займам начнут снижаться. Конечно, на это потребуется не один месяц, но двигаться в данном направлении необходимо».
Числовой ряд
В том, что лимит по расчетам наличными нужно вводить в ближайшее время, украинские экономисты практически единодушны. Аналитик Phoenix Capital Евгений Тимошенко даже назвал этот шаг немного запоздалым, ведь за счет электронных денег легче управлять инфляционными процессами в стране. «Электронные деньги не попадают в наличный оборот, не обесцениваются и не создают инфляции, их не надо дополнительно печатать, они упрощают расчеты и контроль денежной массы», — перечисляет Тимошенко преимущества безнала. Тем не менее аналитик предупреждает, что многое будет зависеть от суммы лимита, которую должен установить Национальный банк, и от того, какие категории граждан эта сумма затронет больше всего.
Пока от представителей НБУ прозвучала одна конкретная цифра: «Мы обсуждаем возможность введения в следующем году ограничения на наличные расчеты на сумму от 150 тыс грн», — заявил в начале декабря тогда еще глава Нацбанка, а теперь вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов. Некоторые эксперты считают эту планку вполне логичной. «По украинскому законодательству о борьбе с отмыванием «грязных» денег, суммы, превышающие 150 тыс. грн, подлежат мониторингу банков и других платежных систем, — поясняет Охрименко. — Об операциях с такими суммами в обязательном порядке сообщается в Госфинмониторинг. Таким образом отслеживается движение наличных средств с целью выявления фактов «отмывания». С другой стороны, этот лимит не станет проблемой для 99% украинцев, ведь сумма больше 150 тыс. грн будет распространяться только на покупку автомобилей, недвижимости, очень дорогих шуб или ювелирных изделий».
Со своей стороны, Устенко считает, что лимит должен быть ниже. «Общемировая практика заключается в том, что любые траты, переводы и суммы расчетов свыше $15 тыс. проверяют международные организации по борьбе с отмыванием «грязных» денег, — поясняет эксперт. — Таким образом отслеживается каждый банковский перевод или транзакция, и Украина тоже обязана рапортовать о подобных безналичных расчетах, потому что является членом FATF (межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Получается, что внешним наблюдателям мы будем докладывать о суммах свыше 120 тыс. грн, а внутри страны позволим расчеты наличными до 150 тыс. грн. Это нелогичный лимит даже для переходного периода, не говоря уже о постоянном ограничении».
По мнению Устенко, наиболее приемлемой для нашей страны будет планка наличных расчетов, эквивалентная тысяче евро (10 тыс. грн). «Этой суммы вполне хватит, чтобы оплатить продукты питания, бытовые товары, мелкую технику и электронику», — поясняет он. А вот Кущ полагает, что цифра может быть несколько больше. За основу можно взять эквивалент 1,5 тыс. евро — такой лимит для наличных расчетов установлен на юге Европы (Греция, Италия), или даже 5 тыс. евро — максимальную сумму для расчетов наличными в Германии. «Очевидно одно: для начала Нацбанк установит в качестве лимита довольно крупную сумму, чтобы люди легче восприняли данное ограничение, — прогнозирует Устенко. — Однако в среднесрочной перспективе планка в любом случае будет снижаться. Не стоит забывать, что в этом процессе идет речь о гармонизации украинского законодательства с европейскими нормами и практикой».
Коментарі