Мінфін - Курси валют України

Встановити
26 грудня 2012, 8:10

О каких изменениях в законе «О занятости населения» необходимо знать?

Рассказывает юрист юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Дарья Мантюк-Кирилова:

О каких изменениях в законе «О занятости населения» необходимо знать?
Фото с сайта: netvoprosov.com
Даша
   Дарья Мантюк-Кирилова
 

«С 1 января 2013 года вступает в силу существенно откорректированный закон Украины № 5067-VI«О занятости населения» от 5 июля 2012 года, согласно которому новые правила игры на рынке труда ощутит большинство работающих украинцев. 

Итак, во-первых, услуги рекрутеров для людей станут бесплатными. С 1 января 2013 года компаниям, которые помогают украинцам трудоустраиваться (кадровые агентства, рекрутинговые компании и так далее) запрещено брать плату за свои услуги с рядовых людей. Теперь их работу по подбору персонала будут оплачивать исключительно компании — работодатели. Те компании, которые предоставляли не профессиональные услуги и зарабатывали исключительно на гонорарах от граждан, очевидно, вынуждены будут либо пересмотреть принципы своей работы, либо выйти из рынка данных услуг. 

Во-вторых, согласно закону запрещено ограничивать возраст кандидатов на вакансию. Так, с 1 января 2013 года объявления о вакансиях по типу «требуется специалист  возрастом до 30-35 лет…» — вне закона. Законодатель впервые запретил работодателям ограничивать возраст кандидатов в объявлениях о вакансиях, а также  предлагать работу только мужчинам или только женщинам. Такое нововведение значительно усложнить кампаниям поиск нужного сотрудника. 

Тем, кто возьмет в штат людей с биржи труда, в течение года ежемесячно будут компенсировать фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Одно условие – безработные должны будут проработать на предприятии не мене 2 лет.

Работодатель либо рекрутинговое агентство вынуждены будут искать нужных сотрудников, отбирая кандидатов, основываясь на присланных резюме, а не устанавливать собственные требования в публикуемых вакансиях.  Но другого выхода у них не будет, ведь если они нарушат эту норму — их оштрафуют на 10 минимальных зарплат, установленных на момент выявления нарушения. Для справки: на 1 декабря 2012 года размер минимальной зарплаты в Украине составляет 1134 грн.

В-третьих, мужчинам с детьми помогут в трудоустройстве. Так расширен перечень категорий граждан, имеющих дополнительные  гарантии в содействии трудоустройству. В частности это касается мужчин, имеющих детей до 6 лет; одиноких мужчин, имеющих детей  до 14 лет или детей-инвалидов. Расширение перечня категории граждан, имеющих дополнительные  гарантии в содействии трудоустройству, является позитивным нововведением, направленным на поддержку неконкурентоспособных граждан. 

Следует отметить, что сотрудников, которые относятся к данным категориям граждан, согласно закону в компании со штатом от 20 человек сотрудников, должно быть не менее 5%. Несоблюдение работодателем установленной  квоты влечет за собой штраф для работодателя за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве в двукратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения. На сегодняшний день, за нарушение в данной сфере, для работодателя предусмотрен штраф в размере четырех минимальных заработных плат. Таким образом, расширив перечень категорий граждан, имеющих дополнительные  гарантии в содействии трудоустройству, законодатель уменьшил ответственность за несоблюдение квоты таких граждан в компании. 

В-четвертых, если вам больше 45 лет и у вас есть 15-летний страховой стаж, тогда с 1 января 2013 года можно получить одноразовый ваучер, который дает право повысить свою квалификацию или получить новую профессию.  За ваучер придется заплатить, но не более 10-кратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (прожиточный минимум на 1 декабря 2012 года составляет 1095 грн). Это будет стимулировать украинцев старше 45 лет, которые не могут найти работу по специальности в связи с невостребованностью их профессии, к смене рода деятельности и дальнейшему трудоустройству. 

В-пятых, трудоустроенных безработных не уволят 2 года. С 1 января 2013 года государство берется заинтересовывать предприятия трудоустраивать безработных.  Оно обещает, что для тех, кто возьмет в штат людей с биржи труда, в течение года ежемесячно будут компенсировать фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Одно условие — безработные должны будут проработать на предприятии не мене 2 лет.

С одной стороны компенсация расходов, связанных с уплатой единого взноса будет стимулировать работодателей официально оформлять трудовые отношения. С другой — оговорка о том, что трудоустройство безработных должна осуществляться на 2 года и более, может стать инструментом манипуляции для недобросовестных сотрудников. Зная, что их увольнение до истечения данного срока является невыгодным для работодателя, бывшие безработные смогут умышленно относиться к работе без особого усердия. 

В-шестых, стажировку запишут в трудовую книжку студента. Так, с 1 января 2013 года государство разрешило студентам не только проходить стажировку по будущей профессии на предприятии, но и пообещало вносить данные о ней в  их трудовые книжки.  Это нововведение предоставляет молодежи дополнительные гарантии для трудоустройства. Даже в случае, если такая стажировка не будет оплачиваться работодателем, для молодых специалистов, такое нововведение является положительным, так как запись о прохождении стажировки вносится в трудовую книжку. Следовательно, такая стажировка не только будет учитываться при общем трудовом стаже сотрудника, а также будет являться официальным подтверждением опыта работы.

И напоследок о том, что размер  максимального пособия по безработице превысит среднюю зарплату по стране. Так как с 1 января 2013 года максимальный размер пособия по безработице будет составлять четыре прожиточных минимумов (на 1 декабря 2012 года он составляет 1095 грн.). Таким образом, безработный в Украине ежемесячно сможет получать до 4380 грн. При этом увеличение размера пособия по безработице требует выделения дополнительных бюджетных средств. В связи с этим, существует риск того, что реализация данной нормы может существенно ударить по карману налогоплательщиков».

Рубрику ведет Елена Куцая

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися