Базовый украинский перевозчик жалуется на сложную экономическую ситуацию и планирует масштабную реструктуризацию с сокращением персонала, пишет Forbes.ua.
Почему «Аэросвит» может не взлететь
Если в строке Google набрать «задержка рейсов», поисковая система тут же предложит дополнить запрос словом «Аэросвит». Задержки рейсов без предупреждения и видимых причин для главного украинского авиаперевозчика — привычная практика. Но чтобы в аэропорту скапливались сотни пассажиров и не могли улететь сразу по нескольким направлениям — такого и у «Аэросвита» не было давно.
Всего из базового для авиаперевозчика аэропорта «Борисполь» 5 декабря не смогли вылететь или серьезно задержались около 10 рейсов. В тот же день в Росавиации распространили информацию о задолженности «Аэросвита» за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание перед «Шереметьево» на сумму $4,3 млн. Информацию о задолженности «Аэросвита» подтвердили и в самом «Борисполе», однако о какой именно сумме идет речь, пресс-секретарь Оксана Ожигова уточнить отказалась. Почти сразу о претензиях к украинской авиакомпании заявили аэропорты Калининграда, Минска, Львова.
Но авиационный коллапс продолжался недолго, и уже на следующий день, 6 декабря, «Аэросвит» сумел нормализовать авиасообщение. В компании не отрицают наличия проблемной задолженности и «поэтапно восстанавливают платежи в рамках графиков, согласованных с операторами предоставляемых услуг». Сергей Куцый, помощник генерального директора «Аэросвита», говорит, что текущие долги — не проблема для авиакомпании, их можно погасить за счет операционной деятельности. Нарушение графика расчетов за услуги аэронавигации и обслуживание в аэропортах в компании объясняют задержками поступления средств на счета в сезон низкого спроса.
Что происходит?
В ответ на просьбу дать интервью о текущем положении дел в «Аэросвите» владелец 24,76% акций компании Игорь Коломойский посоветовал Forbes.ua обратиться за комментариями к Виктору Пинчуку (владеет 24,99% акций) и Фонду госимущества Украины (22,4%). «Аэросвит» лихорадит от корпоративных конфликтов уже более пяти лет, что может быть одной из причин его финансовых проблем.
Примерно в 2008 г. тогдашний владелец около 5% акций «Аэросвита» Григорий Гуртовой объединился с Коломойским, который тогда активно интересовался авиаперевозками. Партнеры решили выкупить долю в «Аэросвите» у основателя компании Арона Майберга. Майберг воспротивился, и между акционерами возник конфликт. Коломойский и Гуртовой победили: Майберг продал им свой пакет, и партнеры сконцентрировали в своих руках около 52% акций.
Но и в новом составе акционеры — Пинчук, Коломойский и Гуртовой — не смогли поделить «Аэросвит»: 22% акций остаются в госсобственности. Если этот пакет акций будет продан, доли распределятся пропорционально текущим пакетам акций: доля Коломойского и Гуртового превысит 60%, Пинчук получит блокпакет. Коломойскому и Гуртовому невыгодна эта ситуация, поскольку Пинчук сможет влиять на стратегическое управление компанией. Связаться с главой ФГИ Александром Рябченко и пресс-службой EastOne не удалось.
По словам Романа Дмитренко, аналитика инвестиционной компании Concorde Capital, кредиторская задолженность «Аэросвита» за первое полугодие 2012 г. выросла почти на 50% и достигла 2,2 млрд грн. Задолженность перед банками значительно не изменилась и составляет 1,6 млрд грн.
Дмитренко считает, что в нынешней ситуации без привлечения внешнего финансирования компании вряд ли удастся избежать банкротства. По результатам первого полугодия убыток от операционной деятельности «Аэросвита» составляет 623 млн грн., а общий непокрытый убыток — 3,5 млрд грн. Соответственно, собственный капитал тоже отрицательный.
Куцый утверждает, что накопленные долги «Аэросвита» связаны с самым сложным периодом деятельности компании — 2008-2009 гг., когда в мире разразился финансовый кризис, а «Аэросвитом» управляла другая команда менеджеров. По мнению Куцого, погасить накопленные в то время долги за счет операционной деятельности, да еще и в период отраслевого кризиса, крайне сложно.
Мы будем жить теперь по-новому?
Традиционное для авиаиндустрии сокращение доходности в период зимней навигации «Аэросвит» намерен компенсировать за счет повышения эффективности. Авиакомпания оперативно пересматривает программу полетов. Например, полеты в московский аэропорт Внуково временно будут приостановлены и возобновятся только на новогодние праздники.
Отказываться от полетов в Шереметьево в обозримой перспективе «Аэросвит» не собирается. Компания ведет переговоры о реструктуризации задолженности при условии погашения ее основной части до 10 декабря.
Одновременно перевозчик намерен сократить расходы на пассажирский, перронный хендлинг и проч. за счет перезаключения договоров с операторами услуг в аэропортах и передачи на аутсорсинг наземного обслуживания пассажиров и самолетов в «Борисполе».
Все это — только штрихи к общей картине: менеджмент «Аэросвита» готовит план масштабной реструктуризации, и, по информации источников Forbes.ua, в конце следующей недели документ с учетом доработок должны подать на утверждение в наблюдательный совет.
Предположительно, автор программы — Григорий Гуртовой, председатель набсовета «Аэросвита».
Если это действительно так, она может содержать достаточно радикальные и неожиданные положения. Коллеги называют Гуртового генератором идей, каких немного в авиационной индустрии.
Однажды Гуртовому уже пришлось спасать украинского перевозчика от банкротства — после кризиса 1998 г. и катастрофы самолета «Львовских авиалиний», выполнявшего рейс «Аэросвита» в Салоники. Собственно, в 1999 г. он и был привлечен в компанию в качестве кризисного менеджера.
На роль администратора и организатора для претворения в жизнь положений программы Гуртовой выбрал Юрия Емельянова, недавно утвержденного в должности генерального директора. Оба менеджера уверены, что создаваемая программа поможет реанимировать «Аэросвит».
Главное требование акционеров — поэтапный выход «Аэросвита» на безубыточность за счет существенного сокращения операционных затрат. В этой связи произойдет сокращение штата. Сотрудники должны получить предупреждения об увольнении в связи с реорганизацией, эта работа уже ведется в соответствии с графиком, разработанным департаментом трудовых ресурсов.
Впрочем, по словам источника, знакомого с ситуацией в «Аэросвите», основная причина финансовых проблем в компании — управленческая. За последние несколько лет сменилось большое количество генеральных директоров. Последняя кадровая перестановка — уход генерального директора Александра Авдеева, на место которого пришел бывший руководитель компании «Аэрохендлинг» Юрий Емельянов.
Впрочем, это вряд ли существенно изменит ситуацию в компании: по словам источника Forbes.ua, реально «Аэросвитом» управляет Коломойский, без разрешения которого компания не осуществляет ни один платеж. Кроме того, «Аэросвит» входит в неформальное (то есть юридически не оформленное) объединение «Украинская авиационная группа», в котором также есть свой топ-менеджмент.
Коментарі