В Министерстве финансов намерены наращивать эмиссию казначейских обязательств, которые в течение следующего года будут продаваться населению через сеть Ощадбанка. За счет эмиссии как валютных, так и гривневых долговых бумаг с рыночной доходностью в ведомстве хотят нарастить долю средств физических лиц в структуре государственного долга до 10%. Эксперты скептически отнеслись к такой инициативе: на ее реализацию потребуется не один год, пишет Коммерсант-Украина в статье «Население поделится с бюджетом».
Выпуск казначейских обязательств (КО) станет основным инструментом привлечения средств физических лиц в госбюджет, заявили вчера в Министерстве финансов.
Власть увеличит заимствования у населения
«С 30 ноября по 6 декабря мы разместили КО серии В на $600 тыс.»,— сказала директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук. Это очень мало, учитывая, что КО серии А с 10 по 16 октября были проданы на сумму $47 млн. Размещение первой серии объемом $100 млн с доходностью 9,2% было завершено 29 ноября. Доходность второй серии ниже — 8%, но госпожа Пахачук считает, что серия В будет продаваться медленнее из-за новогодних праздников. «Думаю, что к концу февраля мы закончим размещение, и уже в марте будет новый выпуск»,— говорит она.
В 2013 году Министерство финансов намерено увеличить заимствования у населения: ему будут предложены как валютные, так и гривневые КО.
«Мы должны добиться того, чтобы у клиента, который пришел в отделение банка, всегда был выбор из нескольких инструментов инвестирования, в том числе в бумаги Кабмина. Долю физлиц в структуре госдолга нужно довести до 10%»,— полагает Галина Пахачук. На 30 октября прямой госдолг составлял 391,6 млрд грн. В следующем году Министерство финансов планирует привлечь 135,5 млрд грн: на внутреннем рынке — 92,9 млрд грн, на внешнем — 42,7 млрд грн.
Практика привлечения средств населения в госбюджет распространена в ЕС. «Опыт Италии и стран Скандинавии показывает, что активно использовать ресурсы населения можно»,— говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. В Украине доля заимствований физлиц в структуре госдолга составляет минимум 2%: 800 млн грн получено в октябре-ноябре от реализации КО, еще до 100 млн грн — через участие в институтах совместного инвестирования. Часть средств инвестирована в облигации внутреннего госзайма. «Чтобы привлечь в 2013 году 10% заложенной в бюджете суммы, Министерству финансов предстоит проделать колоссальную работу. Некоторым клиентам, например, удобнее было бы покупать бумаги, если бы они были в бездокументарной форме»,— рассказывает аналитик рынка облигаций компании «Инвестиционный капитал Украина» Тарас Котович.
Главные конкуренты Министерства финансов — банки. В начале ноября объем средств физлиц на депозитах составлял 352 млрд грн — рост на 44,5 млрд грн за десять месяцев. В министерстве готовы бороться за клиентов. «Мы предоставляем доходность с премией к существующим на рынке предложениям. Когда мы устанавливали доходность 8% по второй серии КО, средняя ставка по депозитам в иностранной валюте в 20 крупнейших банках составляла 7,95%, а на внешнем рынке мы привлекли средства под 7,8%»,— объясняет Галина Пахачук.
Впрочем, одной только ставкой клиентов не привлечь. «Самое большое ограничение в Украине — доверие»,— говорит Олег Устенко. Об этом свидетельствует отсутствие интереса населения к размещению КО в 2002, 2004 и 2009 годах. «Чтобы население поверило в новые госбумаги, должен пройти как минимум полный цикл их жизни — с момента размещения до полного погашения»,— уверен Тарас Котович. Проблемой стала низкая осведомленность о новых инструментах. Жители Киева и Киевской области скупили 70% КО, еще 6% бумаг продано в Черкасской области, по 4% — во Львовской, Днепропетровской областях и в Крыму. Охват был бы больше, если бы информация о КО распространялась не только в отделениях Ощадбанка. «Когда аналогичный инструмент запускали в Швеции, реклама о продукте была размещена чуть ли не на каждой остановке общественного транспорта»,— отмечает господин Котович.
Коментарі - 9
Реклама о продукте должна быть размещена на каждой остановке общественного транспорта, с портретами и призывами всех лиц ответственных за выпуск и выплату по облигациям.
А за Виктора Фёдоровича я даже и не говорю.
тот получит водокачку!