Национальный банк определился: курсу не стоять на месте. Он будет как бы свободным или гибким, но в то же время управляемым. Об этом заявил высокопоставленный чиновник НБУ на представительном банковском форуме. «Постепенное повышение гибкости валюты будет. Я уверен, что это неизбежно. И хотелось бы сказать, что у НБУ нет никаких обязательств, даже законодательных, удерживать курс гривны к какой-либо из валют на заранее определенном уровне», — заявил директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики НБУ Сергей Кораблин.
Валютным рынком управляют домыслы
За шесть дней до того как НБУ решился дать такой ориентир рынку, в СМИ уже появлялась информация, что регулятор намекнул банкирам на новый курс. На собрании с группой руководителей крупных банков говорили о курсе 8,40. Это значение назвали как ориентир на среднесрочную перспективу. «Не понимаю, зачем это было сделано. Хотя, пожалуй, все было сделано умышленно. То есть был дан сигнал и „заброшена“ информация в СМИ. На сегодня, если посмотреть внимательно, на рынке есть избыточная покупка валюты: валюту накупили банки и некоторые компании, спрятать деньги в офшоры», — подчеркивает эксперт финансового рынка Александр Охрименко.
Посыл Фоме
Появление информации в СМИ подхлестнуло и без того беспокойный рынок. Если в октябре и даже начале ноября котировки на межбанке росли на копейку-полторы за пять торговых сессий в неделю, то после появления информации о курсе 8,40 рынок сорвало, и уже 12 ноября межбанк взлетел до значения 8,25 гривен за доллар. На следующий день операторы зафиксировали курс 8,32.
Рывок котировок по времени совпал с выступлением представителя НБУ на банковском форуме.
«У нас ноль по инфляции и положительное сальдо платежного баланса в течение большей части 2012 года. Закрадывается вопрос в рациональности поведения рынка. И стоит ли нам идти за подобным движением рынка? Я не вполне уверен», — подчеркнул Сергей Кораблин.
Заявление НБУ трактуется просто: не верите в свою валюту — покупайте доллары по курсу спекулянтов, а золотовалютные резервы тратить не стоит. Это мировая практика: Центробанки во всем мире давно определили стратегию на такие случаи. «Центральный банк не должен плевать против ветра. Если идет тенденция на снижение — интервенции не нужны. Как только рынок достигает какого-то значения — он стабилизируется. Вот в этот момент центральный банк и выходит с интервенцией тушить ажиотаж», — утверждает эксперт финансового рынка Эрик Найман.
Ажиотаж, как стихия
В скачке курса НБУ винит бизнес и простых граждан. Согласно его оценке, гривна имела шансы даже укрепиться на основании чистого притока валюты. В 2011-м такой чистый приток иностранных денег составил 17 миллиардов долларов. За 10 месяцев текущего года — еще 10 млрд долларов. А значит, учитывая нулевую инфляцию, оснований для девальвации нет, подчеркивал в своих выступлениях Сергей Кораблин.
Дополнительные доводы в пользу стабильного курса озвучил и руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий: «Бюджетный баланс в норме. Платежный баланс почти в норме. Инфляция маленькая (она меньше, чем в РФ и США). А инфляция — это фактор того, как относятся к своей валюте. Если инфляции нет, то чего от нее избавляться»?
Ажиотаж — это как стихия, жалуются банкиры — люди разумных доводов не слышат. Забывают даже об опыте прошлого года. В 2011-ом сентябрь-октябрь население купило валюты на 6 млрд долларов, что почти на 1 миллиард больше, чем в нынешнем году. Но курс тогда изменился мало. Спрос угас довольно быстро. В 2012-м так просто все не утихнет. Ситуацию подогревает отсутствие валюты в обменных пунктах и разговоры о новых административных ограничениях Национального банка. Например, налог на продажу валюты в размере 15%.
«Хуже всего — это неопределенность. То, что мы ждем и не знаем, какой будет курс. Вспомните 2008-й: четыре года тому предпосылок к тому, что курс вырастет с 5 до 8 гривен за доллар, не было. Но он таким стал. Это только из-за спекуляций и негативных ожиданий», — уверен эксперт финансового рынка Юрий Деревко. Теперь весь рынок мучает один вопрос — где та грань, на который НБУ остановится. Ориентир все тот же — заявление главы Кабмина двухнедельной давности о том, что в 2013 году курс гривны будет «плавать» в границах 8,10-8,40 гривен за доллар. Но бюджет с таким параметром еще не одобрили. «Ситуация в мировой и украинской экономике такова, что сегодня гривна уже стоит 8,20-8,25. Это объективно. До конца года, может быть, она еще потеряет 1-2%», — прогнозирует управляющий партнер инвестиционной компании Эрик Найман. Аналитика поддерживает экс-заместитель председателя НБУ Александр Савченко: «Еще в начале года я дал прогноз, что курс не может быть выше 8,4 и ниже 8,2. Это — коридор, который соответствует современной экономической политике. Дальше падать уже некуда. Мы и так на самом дне».
Показательный урок
Несколько дней НБУ на рынок не выходил. Появился после пятидневного перерыва 14 ноября и продавал валюту по курсу 8,05 гривен за доллар (хотя до этого более половины спроса на валюту удовлетворили государственные банки по рыночному курсу 8,25). На следующий день НБУ снова на рынок не вышел. Но и курс подниматься не стал. Таким образом, по мнению специалистов, регулятор будет пытаться отучать рынок от необоснованных покупок.
«У нас нет потребности форсировать свободное плавание. Мы будем совершенствовать режим „управляемого плавания“. То есть мы будем идти за рынком, но не в слепую», — добавляет Валерий Литвицкий.
Банкиры, судя по их реакции и последним массовым заявлениям, Регулятору доверяют. «Ожидаем колебания в рамках коридора, который, по мнению большинства экспертов, будут в размере 2,5% в каждую из сторон», — констатирует заместитель председателя правления коммерческого банка Василь Невмержицкий.
Два с половиной процента — это коридор от 8 до 8,40 гривен за доллар. То есть почти 50 копеек (по 25 копеек в каждую из сторон) от нынешнего рыночного значения. Этот диапазон — допустимый и реальный для НБУ, подтверждают аналитики. Регулятор сможет контролировать курс в этих рамках с учетом того, что он получил поддержку — введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Кроме того, на очереди следующий рычаг влияния — внедрение 15% сбора с продажи валюты. То есть за каждые реализованные 100 долларов надо будет заплатить еще 15 баксов. Получается накладно для сбережений и для спекуляций. Это должно сбить ажиотажный спрос на наличном рынке.
Коментарі