Мінфін - Курси валют України

Встановити
18 листопада 2012, 12:40

Янукович мешает Украине избавиться от «Газпрома»

Начало строительства терминала по регазификации сжиженного газа (СПГ-терминал), которое руководитель Госагентства по национальным проектам Владислав Каськив анонсировал на 15 ноября «плюс-минус два дня», откладывается, пишут Экономические известия.

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко на саммите Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики в Турции озвучил новую дату старта этого проекта — 26 ноября. Но он не сомневается, что работы будут проходить быстро «благодаря привлечению новейших технологий».

Строительство потребует 846 млн евро инвестиций. Затраты Украины как государства, по предварительным расчетам, не должны превысить 25% от этой суммы, то есть около 210 млн евро, из которых 165 млн евро планируется покрыть за счет кредитов зарубежных банков, обеспеченных госгарантиями. Испанская компания Enagaz, которая управляет четырьмя LNG-терминалами и достраивает пятый, высказала заинтересованность выступить соинвестором и оператором украинского проекта. Но при желании другие компании также смогут присоединиться к его реализации.

Красивые мечты

  Однако кроме того, что еще не достигнуты договоренности с банкирами о кредитах, также нет подписанных контактов с поставщиками газа, которые смогут выделить необходимые объемы топлива к 2015 г. (4,5 млрд куб. м газа в год), когда планируется запустить первую очередь СПГ-терминала. Госагентство по нацпроектам не сообщало и о переговорах с потенциальными потребителями в Евросоюзе, заинтересованными выкупать сжиженный газ, поставляемый по украинскому маршруту.

Впрочем, это не помешало Виталию Демьянюку, председателю координационного совета национального проекта «СПГ-терминал», заявить об амбициозных планах экспортировать газ в 18 стран Европы и влиять на газовый рынок, достичь которых, как ожидает чиновник, можно после запуска терминала на полную мощность в 2018 г., что подразумевает транспортировку 10 млрд куб. м газа в год.

Похожая ситуация наблюдалась несколько лет назад, когда украинские власти активно стремились организовать поставки каспийской нефти на внутренний и европейские рынки благодаря реализации проекта «Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск», чтобы сократить зависимость от российского сырья. Но достройка нефтепровода по польской территории затягивается: польские власти не спешат выделять средства для этого, ссылаясь на отсутствие гарантированных договоренностей с Азербайджаном, который высказал заинтересованность в проекте, о поставках нефти. А в Баку при этом говорят только о планах нарастить в ближайшей перспективе добычу, чтобы появилась свободная нефть для новых маршрутов транспортировки, и ожидают контрактов с потребителями, готовыми осуществлять закупки в рамках проекта «Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск».

«Нет гарантий, что спрос на газ, поставляемый на украинский СПГ-терминал, будет стабилен. Похожий проект на Балтийском побережье уже реализовывает Польша, куда будет поставляться газ из Катара. О намерениях построить СПГ-терминал на Черноморском побережье заявила также Турция. То есть зарубежные инвесторы, потребители и поставщики сейчас имеют возможность выступать партнерами не только Украины, доверие к которой из-за сложной политической ситуации падает, но и куда более перспективных с точки зрения энергетического сотрудничества государств»,— сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».

«Идут тектонические процессы»

Строительство СПГ-терминала, как и планы по организации реверсных поставок газа из Европы, украинские власти используют как дополнительные козыри в переговорах с «Газпромом» о снижении цены на российский газ. Благодаря новым проектам Киев хочет добиться диверсификации источников поставок и развития конкуренции на внутреннем рынке среди поставщиков.

Но эти идеи развиваются медленно, потому что на компании и страны, которые могли бы стать украинскими партнерами, также влияет «Газпром», предлагая свои проекты. Эти проекты не всегда выгодны «Газпрому» с точки зрения коммерческих расчетов и даже зачастую противоречат рыночной логике. Но они позволяют компании оставаться эффективным механизмом Кремля в реализации политических целей за рубежом, к примеру, в усилении влияния России в европейском регионе.

«Идут тектонические процессы. „Газпром“ или не понимает, что происходит, или делает вид, что ничего не происходит»,— констатирует белорусский эксперт Леонид Заико. Но он также прогнозирует, что европейский рынок может быстро переформатироваться благодаря повышению спроса на сжиженный газ и сокращению конкурентоспособности газа, поставляемого по трубопроводам. «Сейчас идет активное развитие инфраструктуры газоснабжения, позволяющей принимать сжиженный газ и перераспределять его между потребителями, подрывая монопольный диктат „Газпрома“,— отметил эксперт.

Имидж президента против национальных интересов

Впрочем, из-за негативного влияния политических факторов Украина рискует остаться в стороне от позитивных трансформаций на газовом рынке, которые стали возможны благодаря усилению на нем роли потребителей. „Украинские власти и их идеи не могут рассчитывать на активную поддержку Брюсселя, где сейчас ведутся дискуссии о возможной политической изоляции страны или ограничении контактов с официальным Киевом. Это также препятствует интеграции Украины с ЕС. А Россия на этом фоне успешно реализовывает с Евросоюзом проекты, способные оставить “Нафтогаз», который находится в критическом финансовом состоянии, без транзитных доходов, и соглашается на скидки в цене на газ для европейских компаний. Тогда как Украина продолжает закупки у «Газпрома» по цене, превышающей среднеевропейскую",— отметил Сергей Дубов.

Эксперт напомнил, что в среду на этой неделе было принято окончательное инвестиционное решение по строительству морской части газопровода «Южный поток», которое «Газпром» затеял для того, чтобы избавиться от необходимости транспортировать топливо в ЕС через украинскую газотранспортную систему (7 декабря начнутся монтажные работы). Для этой же цели служит также газопровод «Северный поток», который в октябре заработал на полную мощность — 55 млрд куб. м в год, и в «Газпроме» подумывают об удвоении этого параметра, несмотря на падение экспорта в 2012 г. на 8% в сравнении с прошлым годом.

Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis, обратил внимание на парадоксальную зависимость: на снижение экспорта «Газпром» обычно отвечает увеличением и ускорением строительства экспортных газопроводов, коммерческая целесообразность которых весьма сомнительна.

Имея в распоряжении действующие магистрали через Украину и Беларусь пропускной способностью 201 млрд куб. м газа в год, «Газпром» затеял прокладку «Южного потока» и «Северного потока» общей мощностью 118 млрд куб. м газа в год при затратах на строительство около 15 млрд евро и 8,8 млрд долларов соответственно. А гарантированный объем экспорта по контрактам до 2020-2025 гг. составляет 158 млрд куб. м газа в год при суммарной запланированной для эксплуатации мощности вдвое больше — 319 млрд куб. м газа в год.

Впрочем, решения украинских властей при президенте Викторе Януковиче в отношении проектов в нефтегазовом секторе также, по мнению Сергея Дубова, далеки от практической реализации идеи по усилению национальной энергетической безопасности. По его словам, отсутствие очевидной поддержки Януковича со стороны зарубежных коллег и неэффективная экономическая политика государства, «ориентированная на поддержку бизнес-интересов конкретной группы лиц», делает бессмысленными попытки в ближайшей перспективе организовать стабильные поставки газа, альтернативные российским, которые бы могли усилить роль Украины на геополитической карте Европы. Также эксперт отмечает, что сложившаяся ситуация способствует различным злоупотреблениям при освоении бюджетных средств, выделяемых на осуществление масштабных энергетических проектов.

Коментарі - 1

+
+8
Stan
Stan
18 листопада 2012, 21:49
#
Автор недоговаривает (недописівает).
После введения потоков Украина останется без транзита газа — ЭТО МИФ № 1!!!
Общая мощность Северного и Южного потоков составляет 118 млрд куб. метров газа. НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ЧТО ГАЗПРОМ СМОЖЕТ ТРАНСПОРТИРОВАТЬ ВСЕ 118 млрд.!!!

Во-первых: ЕС разрешил использовать Северный поток только на 50% мощности — это 27,5 млрд.куб.м.газа.
news.zn.ua/ECONOMICS/evrokomissiya_zapretila_gazpromu_ispolzovat_severnyy_potok_na_polnuyu_moschnost-98746.html

Во-вторых: Южный поток еще не построен и даже при максимальной загрузке — это 60 млрд. Согласно «третьего энергопакета» ЕС может сделать с Южным тоже что и с Северным потоком — установить доступ к нему других поставщиков газа на уровне в 50%. то есть российского газа по нему пройдет 30 млрд.

вывод — 30+27,5 = 57,5 С учетом введения в эксплуатацию Южного потока в 2015-2018гг. и при том, что потребление газа в ЕС возрастет даже если на 30-50% мы все равно останемся с газом.

а мелочь — незабываем что денег стоит Южный поток «немерянно», что в нынешней ситуации для ЕС вовсе не под силу, а Россия все сама точно не потянет.

МИФ № 2 — СПГ-терминалы после достройки не кому будет снабжать газом!

Во-первых: СПГ-терминал строится в первую очередь для покупки и использовании в Украине более дешевого газа из Алжира, Катара и США.

Цена на СПГ в ближайшее время повышаться не будет так, как его предложение на данный момент превышает спрос. Связано это прежде всего с «Сланцевой революцией» в США, которые были главным импортером СПГ. А также предложением СПГ Норвегией и Египтом. В Грузии уже планируется построить завод по сжижению газа и с его помощью экспортировать азербайджанский газ в Румынию, а потом и в Европу.

Также все уже забыли, что США предлагали Украине построить СПГ-терминал полностью за средства США. Финансовое участие Украины в этом проэкте – 0 грн.

США выдвинуло одно условие – если строится терминал за их деньги, то и газ в терминал поступать должен только американский. Украина, то есть Янукович, от этого проэкта отказались. Хотя в нынешней ситуации – это был идеальный вариант для Украины, но не для Януковича и Газпрома. Финансирование США – нельзя воровать деньги из бюджета Украины, газ американский — гарантия поставок газа в страну как для внутреннего использования так и для транзита в ЕС, введение в эксплуатацию Терминала в кратчайшие сроки.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися