В Украине может стать невыгодной отверточная сборка автомобилей. Министерство финансов предложило повысить акцизный сбор при импорте кузовов для легковых автомобилей, что делает нерентабельной крупноузловую сборку автомобилей Skoda и Ssang Yong, утверждают их производители — компания «Еврокар» и Кременчугский автосборочный завод, пишет Коммерсант-Украина.
Кабмин хочет поднять акциз на автомобильный импорт
С другой стороны, это усиливает позиции заводов ЗАЗ и «Богдан», успевших наладить полноценное производство.
В законопроекте предлагается увеличить в Налоговом кодексе сборы для укомплектованных и неукомплектованных автомобильных кузовов со 109 до 3,5 тысяч евро за единицу.
В проекте отмечается, что в прошлом году в Украину ввезли более 22 тысяч автомобильных кузовов, за которые было уплачено всего 28 миллионов гривен. В министерстве называют это уклонением от полного налогообложения — кузова декларируются как разобранные агрегаты автомобилей, тогда как при импорте готового автомобиля уплачивается пошлина в размере 10% от его стоимости. Поэтому «повышение налога на кузова сделает агрегатный ввоз автомобилей нецелесообразным и даст возможность развития их полномасштабного производства».
Сейчас крупноузловую сборку ведут два из четырех украинских автопроизводителей — компания «Еврокар» (автомобили Skoda) и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ; Ssang Yong). При этом полноценное производство автомобилей действует на предприятиях ЗАЗ (Sens, Lanos, Forza, Vida) и «Богдан» (Bogdan, Hyundai).
В «Еврокаре» говорят, что запуск мелкоузловой сборки для компании экономически выгоден при объеме продаж не менее 80 тысяч автомобилей в год. В прошлом году в Украине было всего продано свыше 220 тысяч легковых автомобилей.
«Если в стране поднимут сбор, нам придется просто уйти с рынка», — говорит руководитель отдела по связям с общественностью компании «Еврокар» Елена Гавинская.
При мощности 100-150 тыс. в год в этом году завод произведет 18-20 тыс. Директор по маркетингу АИС (владеет КрАСЗ) Сергей Боровик отмечает, что его компания в случае принятия законопроекта будет вынуждена сконцентрироваться на импорте.
В «Богдане» и «Укравто» (владет ЗАЗом), напротив, поддерживают инициативу Министерства финансов.
«Мы инвестировали колоссальные средства в производство автомобилей и заинтересованы в господдержке в виде повышения этого сбора, спецпошлин на импорт и утилизационного сбора»,— сообщили в пресс-службе «Богдана».
В корпорации считают, что такие меры позволят создать предпосылки для привлечения мировых автопроизводителей. В «Укравто» и вовсе считают, что крупноузловая сборка автомобилей в Украине сейчас экономически неэффективна, поскольку затраты на ее организацию сопоставимы с импортом.
«При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения», — считают в пресс-службе компании.
Рентабельность мелкоузлового производства в два раза выше крупноузлового, говорит старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко.
«Сейчас загрузка всех заводов составляет 10-20%, и поддержка государства важна для каждой компании. Поэтому оказывать давление на часть производителей неправильно — они ведь тоже приносят доходы в бюджет и создают рабочие места», — говорит эксперт.
Генеральный директор отраслевого издания AUTO-Consulting Олег Омельницкий считает, что еще десять лет назад государство должно было разделить компании по категориям и дать им стимул со временем прейти от крупноузловой сборки к полноценной.
«Если государство введет повышенный акцизный сбор без программы развития заводов и стимулирования прихода инвесторов в отрасль, это не принесет успеха», — уверен он.
Прогнозировать шансы на принятие документа эксперты не берутся. Лобби в парламенте сейчас есть у представителей обеих групп производителей. В частности, на минувших выборах депутатами Верховной рады стали владелец АИС Дмитрий Святаш, почетный президент «Укравто» Тариэл Васадзе и совладелец «Богдана» — министр экономического развития и торговли Петр Порошенко.
Сейчас законопроект проходит согласование с рядом министерств и ведомств.
Коментарі - 5
Всегда стимулирование потребителя идет за счет потребителя ( акцизы, реклама, маркетинг, офисы, заводы и т.д.). Так что готовьте больше денежек