Кабинет министров Украины утвердил Порядок ведения Государственного земельного кадастра, который должен обеспечить реализацию соответствующего закона, пишет SV-Development.
Данный нормативный акт определяет процедуру присвоения кадастровых номеров земельным участкам, механизм регистрации наделов, порядок пользования сведениями и документами, в частности при получении выписок из кадастра, а также справок, содержащих обобщенную информацию о земле (территории), копий из кадастровой карты (плана) и т. д.
Предполагается, что теперь собственники участков и землепользователи могут быть спокойны: их права защищены. А контроль за управлением земельными ресурсами, рациональным их использованием и охраной, регулированием отношений в этой сфере, обеспечением доступа к информации органов власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц должен положить конец волоките и коррупции в земельном ведомстве. Утвержденная правительством процедура вступит в силу с 1 января 2013 года.
Что такое кадастровый номер?
Долгое время в земельных документах кадастровый номер не указывался. Только в 2002 году была утверждена новая форма государственного акта на землю, в котором он стал обязательным элементом. Но у некоторых граждан в актах старого образца (красных) указан номер из 8 цифр.
И вполне понятен вопрос собственника: «Если это не кадастровый номер, то что?». Дело в том, что до введения всеукраинских кадастровых номеров в областях для удобства разрабатывали свою систему таких номеров. Но их наличие в государственном акте ни в коем случае не означает, что не нужно получать установленный законодательством кадастровый номер.
Стоит заметить, что ранее выданные государственные акты действительны и подлежат обмену только если того желают собственники. А вот кадастровые номера придется оформлять новые.
На основании постановления Кабинета министров №1021 от 09.09.09 г., ст. ст. 193, 194 Земельного кодекса Украины, ст. ст. 1, 16 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» этот реквизит присваивается каждому земельному участку для того, чтобы идентифицировать его местонахождение на территории Украины.
Это индивидуальный, не повторяющийся цифровой номер, который сохраняется за земельным наделом на протяжении всего времени его существования. По сути, это идентификационный код, в котором зашифрованы общедоступные данные об участке. Кадастровый номер состоит из 20 цифр, разделенных между собой двоеточием.
К примеру, 12101000000:02:104:0035. Первые 11 цифр «12101000000» указывают на то, в каком населенном пункте находится земля (область, город, село, местная рада). Следующие две цифры «02» означают номер зоны, то есть район. Три цифры «104» — это номер квартала. Последние четыре цифры «0035» — номер земельного участка.
По закону кадастровый номер наделу обязаны присвоить в течение 24 дней. На самом же деле сроки соблюдаются крайне редко. Сначала необходимо изготовить техническую документацию на земельный участок, а это недешевый и длительный процесс. Начинать нужно с составления договора с землеустроительной фирмой на проведение геодезических работ.
Исполнителю предоставляется предусмотренный законом пакет документов, в который входят: копия паспорта и ИНН, нотариально заверенный государственный акт старого образца (при наличии), нотариально заверенные правоустанавливающие документы на строения, расположенные на земельном участке, технический паспорт, выкопировка с указанием места расположения земельного участка, заверенная председателем сельрады (садового товарищества).
Техдокументация изготавливается геодезистами в трех экземплярах. Один остается у них, второй — у собственника, третий передается в отдел земельных ресурсов по месту расположения участка. К технической документации изготавливается электронный обменный файл (на диске), который содержит все необходимые данные об участке.
Затем документация с приложениями передается в отдел земельных ресурсов. К ним прилагается заявление о присвоении кадастрового номера. После выполнения этой процедуры обменный файл в электронном виде направляется в Государственный земельный кадастр. Здесь поданные документы проверяют, и, если претензий нет, присваивают номер, о чем уведомляют отдел земельных ресурсов.
Процедура заканчивается тем, что должностные лица отдела земельных ресурсов проставляют на технической документации штамп с указанием кадастрового номера и выдают гражданину справку о его присвоении. Далее на пронумерованный земельный участок открывается так называемая поземельная книга, номер которой должен соответствовать присвоенному кадастровому номеру.
Этот документ (книга) ведется на каждый земельный надел в бумажном и электронном виде. При необходимости по требованию владельца или пользователя в отделе земельных ресурсов выдадут выписку из нее (наличие которой обязательно при сделках с землей). Выписка стоит 71 грн и действительна в течение трех месяцев.
Когда меняется номер участка.
При переходе земельного участка от одного собственника к другому кадастровый номер остается прежним. Отсутствие такового создаст существенные проблемы. Закон запрещает продавать, дарить земельный надел и даже дом или домовладение, расположенное на участке, которому кадастровый номер еще не присвоен. Поскольку он обязательно указывается в документах, касающихся земли: договорах, соглашениях, решениях суда, свидетельствах о праве собственности. Исключение составляет только наследование.
Отсутствие кадастрового номера земельного участка не препятствует нотариусу оформлять наследство и удостоверять завещания. На что есть соответствующее разъяснение Минюста №31-32/69 от 25.03.2010 г. Кадастровый номер присваивается каждому земельному наделу один раз и навсегда.
Изменение собственника или изменение целевого назначения земли не влекут за собой изменения кадастрового номера. Но при объединении участков или делении надела на нескольких собственников, а также в случае, когда земельный участок переходит другой административно-территориальной единице, присваивается новый номер, а старый сдается в архив и не используется. Отмена кадастрового номера возможна лишь при отмене государственной регистрации земельного участка по решению суда.
Права гражданина на землю, процедура получения и оформления земельных участков регламентируются Гражданским кодексом Украины (ст. 377), Земельным кодексом Украины (ст. ст. 120, 132), Порядком ведения поземельной книги, утвержденной постановлением КМУ №1021 от 09.09.2009 г., Временным порядком присвоения кадастрового номера земельному участку, утвержденным постановлением КМУ № 749 от 18.08.2010 г., Законом Украины «О Государственном земельном кадастре», Инструкцией о порядке составления, выдачи, регистрации и сохранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам №43 от 04.05.1999 г.
С порядком взимания платы за предоставление Государственным агентством земельных ресурсов и его территориальными органами платных административных услуг можно ознакомиться в постановлении КМУ №835 от 01.08.2011 г.
5 листопада 2012, 11:30
Как будет проходить регистрация земельных участков в Украине?
Читайте также:
Коментарі