Несмотря на рост позиций украинской логистики в мировых рейтингах, рынок логистических услуг по-прежнему находится в депрессии. И даже эксперты отрасли признают, что улучшений ожидать не стоит как минимум в ближайшие полгода, пишет УБР.
В последний год Украина несколько укрепила позиции в мировом рейтинге эффективности логистики, поднявшись со 102 на 66 место в рейтинге Мирового банка. Правда, причиной этому могут быть как реальные улучшения в отрасли, так и коррекция падения 2010 г.
В основном, положительные изменения были обусловлены проведением Евро-2012, в рамках подготовки к которому Украина серьезно вложилась в улучшение инфраструктуры и провела ряд реформ в налоговом законодательстве, таможенной и транспортной сферах. Кроме того, в отрасли наблюдается тенденция к укрупнению компаний; также на качество услуг положительно влияет рост количества специализированных международных логистических операторов на рынке.
Однако на фоне других проблем украинского рынка логистики эти улучшения являются каплей в море. Так, несмотря на ремонт главных автомагистралей, качество транзитных дорог в Украине по-прежнему остается низким, хотя именно транзитные грузы являются ключевыми для страны. Как отмечает генеральный директор компании «Заммлер Украина» Виктор Шевченко, в связи с этим основной объем транзита сейчас проходит через Польшу, Белоруссию и Россию. Кроме того, по его словам, из-за низкого уровня сервиса операторы уходят из основного грузового аэропорта страны — Борисполя. В правительстве данную проблему не отрицают. Недавно министр инфраструктуры Борис Колесников озвучил намерение создать на базе Борисполя международный хаб, передав аэропорт в концессию, однако пока дальше слов дело не пошло.
Одной из основных проблем игроки рынка называют неорганизованность самой отрасли. Так, крупные операторы логистических услуг настаивают на необходимости лицензирования логистических услуг. «Сегодня поставщики услуг на рынке логистики не несут никакой ответственности за предоставляемые услуги, в отличие от услуг авиационных, морских, автомобильных перевозок, которые требуют лицензирования» — сообщил В. Шевченко. По его словам, из-за отсутствия систематизации логистических операторов, грузоотправители даже не всегда знают, какие компании в Украине занимаются логистикой, не говоря уже о качестве их услуг.
Таким образом, остается открытым вопрос, за счет чего будет развиваться украинский рынок логистических услуг. Тем более что даже сами эксперты отрасли признают, что в ближайшее время серьезных подвижек не предвидится. Так, управляющий партнер 3e consultants Олег Каленский в связи с последующими за выборами вероятными перестановками в регулирующих органах прогнозирует, что стагнация в отрасли продлится как минимум до весны.
25 жовтня 2012, 16:10
Коментарі