Политические лидеры Китая попросили исследовательские институты разработать амбициозные экономические реформы, которые могли бы ограничить мощь государственных компаний и либерализовать денежно-кредитную и валютную политику.
Китай ждут серьезные реформы
Однако после того, как уходящее руководство КНР почти 10 лет откладывало болезненные структурные реформы, некоторые авторы этих предложений боятся, что начинающееся восстановление экономики помешает проведению рекомендованных мер, отмечает Корреспондент.
"Китай приближается к стадии, когда правительство должно проводить больше фундаментальных реформ, — сказал Ши Сяоминь, вице-президент Китайского общества экономических реформ, исследовательской организации при Национальной комиссии развития и реформ, главном плановом агентстве страны.
Смена лидеров, которая происходит в Китае раз в десятилетие, завершится в ноябре, на 18-м конгрессе правящей Коммунистической партии. Вице-президент Си Цзиньпин должен стать преемником президента Ху Цзиньтао, а Ли Кэцзян заменит Вэнь Цзябао в качестве премьер-министра.
Источник опросил пятерых советников, участвующих в разработке предложений о реформах. Они сказали, что заказ поступил от членов Государственного совета, хотя и отказались сообщить подробности.
Важно, что, по словам источников, члены кабинета дали понять, что их интересуют предложения от советников, проживающих за пределами Пекина, в провинции. Это указывает, что власти хотят найти общенациональный консенсус в отношении содержания и сроков болезненных структурных реформ.
Высокую строку в списке мер, разрабатываемых советниками, занимает вопрос, как ограничить вмешательство государства в экономику и «подрезать крылья» более чем 100 тыс. государственных предприятий, которые пользуются значительными привилегиями, включая облегченный доступ к банковскому кредитованию и правительственным контрактам.
В числе других реформ — рыночное определение стоимости банковских кредитов, земли и различных природных ресурсов.
Кредиты сейчас, в основном, распределяются центральным правительством. Оно указывает государственным банкам, сколько и когда выдавать кредитов — в основном, другим крупным государственным компаниям и проектам. Тем временем, вся земля и ресурсы принадлежат государству, а частное пользование ограничивается правами на временную аренду.
Аналитики говорят, что реформирование этих областей привнесет фундаментальные изменения в структуру экономики Китая, даже большие, чем увеличение гибкости юаня — эта мера также рассматривается в рамках предложения о либерализации капитальных рынков и увеличения доли юаня в мировых торговых расчетах.
Реформирование сложной налоговой системы Китая, в рамках которой центральное правительство получает львиную долю сборов, а на местные правительства приходится большинство расходов, также будет необходимо, если будут достигнуты успехи в деле выплаты долгов местных правительств, которые достигли 10,7 трлн юаней ($1,7 трлн) на конец 2010 года.
«Я думаю, единое мнение о реформах было сформировано на центральном уровне, несмотря на то, что люди могут иметь разные взгляды на сроки и способы проведения реформ», — сказал Ван Цзунь из Центра международного экономического обмена, ведущего правительственного аналитического института в Пекине.
Эксперты говорят, что лидеры Китая должны открыть новый источник роста и поставить экономику на более стабильную основу, чтобы избежать «ловушки среднего дохода», когда создание богатства останавливается, когда доля рынка снижается из-за конкурентов с более низкими ценами, а статус высокодоходной страны остается вне досягаемости.
По данным Всемирного банка, ВВП Китая на душу населения составил $5500 в прошлом году против $22400 в Южной Корее, $34500 в Гонконге и $46200 в Сингапуре. Все эти страны избежали ловушки среднего дохода.
Ранее сообщалось, что увеличивающийся спрос на развивающихся рынках на товары вроде платьев за $100 и сумок за $3 тыс. дал возможность троим бизнесменам из кризисных стран Европы заработать свой первый миллиард.
Коментарі