Мінфін - Курси валют України

Встановити
22 жовтня 2012, 11:50

Вступил в действие закон, позволяющий брать кредиты под залог земли

Украинским аграриям — дешевые кредиты! Но под залог земли или права аренды на неё. В стране вступил в силу закон о государственном земельном банке. По замыслу властей, инициаторов закона, банк должен выдавать кредиты фермерам чуть ли не втрое дешевле, чем сейчас, пишет SV-Development.

Цель — наконец-то дать украинским черноземам долгожданный финансовый ресурс для развития. При подготовке законопроекта советовались со специалистами из Евросоюза, учитывая их опыт и ошибки. О том, как сделать фермера богатым и счастливым — в материале Геннадия Вивденко.

Пятьсот коров в этом агрохозяйстве в Черкасской области — залог по кредиту. Его удалось взять у банка не благодаря, а вопреки той практике, которая сложилась в стране. Коммерческие банки кредитуют украинских аграриев без особого рвения, говорит фермер Владимир Довгань. Что поделать, сельское хозяйство — рискованный вид деятельности, соглашается мужчина. Все зависит от урожая.

Владимир Довгань, глава агрохозяйства (Черкасская область, Украина):

— Банки — це така бюрократична машина, яка перемелює тебе як м'ясорубка. І мені в моїй жизні приходилась, що посівна йде. Документи возиш, кажеш що посівна йде, з нового року возив, а вони 28 березня кажуть, ми вам кредит не дамо. Ото вам і сій і роби.

Итак, Владимиру Довганю удалось взять кредит для покупки семян и удобрений на грядущую посевную под 24% годовых. Долг надо вернуть через год. Для таких, как Довгань, государство создает земельный банк.

В его собственность должны поступить 120 миллионов гривен из бюджета и часть государственных земель. По заявлениям чиновников Госкомзема, на начальном этапе этот банк сможет выдавать кредиты на полтора миллиарда гривен — за счет помощи Нацбанка, под ставку до 9% годовых. Основания-  опыт Евросоюза.

В Евросоюзе действительно существуют подобные организации. Вот, например, на тихой таллиннской улочке — офис учреждения поддержки жизни села. Работает уже почти 20 лет. Сначала тут выдавали кредиты на покупку земли исключительно эстонским крестьянам, чтобы не скупили иностранцы. Спустя 15 лет Евросоюз запретил это делать. Но организация нашла другой способ поддерживать отечественных аграриев. Она стала выступать гарантом.

Энн Тиитус, кредитный консультант целевого учреждения поддержки жизни на селе Эстонии:

— Обычно инвестиционные кредиты — от 5 до 10 лет. Мы всегда будем гарантировать до 80% этого долга.

Схема выглядит так. Эстонский фермер просит кредит у коммерческого банка. Тот охотно выдает кредит под 4-6% годовых. Банк уверен, если такой клиент и прогорит, без денег не останется.

Эта практика должна была дать мощную поддержку эстонскому селу после развала Советского Союза.

Геннадий Вивденко, корреспондент:

— Нельзя сказать, что в сельском хозяйстве Эстонии все в порядке. В этом доме когда-то жили работники крупного совхоза в городке Лехету. При переходе на новые экономические рельсы работы не стало и люди ушли. Такое часто встретишь в украинской глубинке.

У Юхана Сёргава из Лехету те же 500 коров, что и у Довганя из Черкасской области. В день производит до 700 килограммов йогуртов, мягких и твердых сыров. Но кредитов эстонец предпочитает не брать. Опасается потерять свое хозяйство.

Юхан Сёргава, глава агрохозяйства (Эстония):

— Если цена в будущем на мясо на молоко, на зерно будет нормальная, тогда они счастливые будут, а если с этими ценами постоянно не так хорошо, то ферма поменяет владельца.

Тем не менее, Юхан недавно решился взять в лизинг новый трактор итальянского производства.

Машина необходима для заготовки сена и силоса коровам. По сравнению с Владимиром Довганем у Юхана преимущество — трактор обходится в 3 процента годовых.

А это уже Латвия. Двадцать лет назад здесь, как и в Украине сейчас, решили круто поменять жизнь аграриев к лучшему. Специально созданный ипотечный и земельный банк стал выдавать долгосрочные и дешевые кредиты фермерам. Ведь коммерческие финорганизации местных аграриев не баловали. Глава правления латвийского земельного банка со славянской фамилией Панько рассказывает, надо было создать масштабное и долгосрочное кредитование фермеров и дать преференции местным производителям.

Роландс Панько, глава правления ипотечного и земельного банка Латвии:

— Главная задача показать, что система работает, объемы — это вопрос времени — когда на рынок входят коммерческие, частные банки. Государство не может и не должно — делать это вместо их. Оно должно показать — вот среда готова и в тот момент когда это сделано — оно должно отойти.

Сейчас по решению Евросоюза банк передает свои коммерческие кредиты частным финорганизациям. По сути сворачивает работу.

Несколько лет назад кредиты стали очень дешевыми. Латвийские фермеры разбирали их охотно. Конкуренты на кредитном рынке уличили земельный банк в нерыночных ставках. А во время недавнего финансового кризиса заемщики пострадали от одностороннего повышения цены займа.

Айварс Руди, консультант общества по защите прав заемщиков Латвии:

— Этот банк работал в немножко неправильных условиях — он выдавал кредиты тем же фермерам под госпраммы, но выдавал и чистые коммерческие кредиты, поэтому он искривил весь этот рынок. К сожалению, этот же банк, чтобы избавится от той же части кредитов коммерческих, сделал очень много беды людям которые там заняли деньги.

Этот харвестер, лесозаготовительный комбайн, стоит почти полмиллиона евро. Бортовой компьютер подсказывает, как и где пилить ствол дерева. За смену оператор машины валит столько, сколько шесть лесорубов за десять дней. За такую продуктивность получает 2 тысячи евро в месяц. Председатель агрохозяйства Эдгарс Дюпужс выращивает не коров или картофель. Его продукция — лес. По образованию — юрист, в лесном хозяйстве ничего по началу не смыслил, но помогла ситуация на кредитном рынке.

Эдгарс Дюпужс, глава агрохозяйства (Латвия):

— Начали то без денег абсолютно. Наши конкуренты были с деньгами — шведы, инвестиционные фонды. Чтобы конкурировать, мы шаг за шагом увеличивали долю кредитов.

Латыш, чтобы купить харвестер, взял кредит в банке под 4% годовых. На четыре года. Эдгарс тоже дает фору Довганю. Причина, по мнению прибалта, частная земля, лес, который он может предоставить в залог банку.

Вот лесной фермер показывает свои посевы — двенадцатилетние ели. Их в скорости можно продать. Касательно кредитной ситуации на украинском аграрном рынке — латыш жёсток и недвусмысленнен.

Эдгарс Дюпужс, глава агрохозяйства:

— Что касается меня, то я не инвестировал бы в землю, которая не принадлежит мне, или которую я не имею право купить.

Владимир Довгань на поле, где убирают остатки урожая кукурузы. В этом году сбор значительно меньше, чем в прошлом. Еще не ясно, когда и как заработает земельный банк украинского образца. Тем более, что ключевой закон о том, что земля товар — и его можно заложить в банке — еще не принят. Украинскому фермеру придется развиваться по цене кредита в несколько раз выше, чем коллегам по бывшим странам СССР.

Коментарі - 1

+
0
Zedd
Zedd
22 жовтня 2012, 11:55
#
Пепец… рынка земли нет… что по сути не даёт справедливой (ну хотя бы как то ) рыночной цены… а кредиты под залог уже есть… и как же и кто будет определять стоимость залога??? :(
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися