Мінфін - Курси валют України

Встановити
27 вересня 2012, 17:47

Страшная правда о росте мировой экономики

Развитые страны мира попали в переделку: темпы экономического роста падают, а безработица неуклонно растет. Но теперь их проблемы ощутили на себе и развивающиеся экономики. Какие факторы спровоцировали наши нынешние трудности, и смогут ли политики на них адекватно отреагировать?

Страшная правда о росте мировой экономики.
Фото с сайта iinsider.biz

Первый и самый важный фактор — это отказ от заемных средств и, как следствие, снижение совокупного спроса. С начала финансового кризиса в 2008 году несколько развитых стран с зашкаливающими объемами кредитования и потребительских расходов были вынуждены начать болезненные процедуры по восстановлению частных и государственных балансов На это нужно время и терпение, поскольку они сопряжены с ослабленным экономическим ростом и снижением уровня занятости. Неторговая часть любой развитой экономики очень велика (она составляет примерно две трети от общей экономической активности), пишет Компаньон.

Внутренний спрос в этом крупном секторе ничем не заменить. Торговая часть экономики может восполнить дефицит, но этого все равно будет не достаточно для того, чтобы компенсировать потери. В принципе, правительства способны восполнить пробел, образовавшийся из-за падения спроса, но им мешают высокие (и растущие) уровни долга (Насколько сильно мешают? Это предмет оживленных дискуссий). Таким образом, в период отказа от заемных средств экономик будет расти умеренными темпами — в лучшем случае — в течение ближайших нескольких лет. Если ситуация в Европе продолжит обостряться, или же Америка свалится со своего пресловутого «фискального обрыва» в начале 2013 года (когда истечет срок действия налоговых послаблений и вступят в силу программы сокращения расходов), миру грозит экономический ледниковый период.

Торговая часть экономики может восполнить дефицит, но этого все равно будет не достаточно для того, чтобы компенсировать потери.Второй фактор у основания наших проблем связан с инвестициями. Для долгосрочного роста нужны инвестиции граждан (в образование и профессиональное развитие), правительств и частного сектора. Если инвестиций мало, экономика растет медленно, а возможности для трудоустройства сокращаются. У модели роста, основанного на потреблении, доминировавшей непосредственно перед кризисом, как у всякой медали, есть оборотная нелицеприятная сторона: низкий уровень инвестиций, особенно в государственном секторе. Если фискальные перебалансировки хотя бы частично связаны с сокращением инвестиций, экономический рост неминуемо замедлится в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что приведет к повышению безработицы, в первую очередь, среди молодежи без опыта работы.

С другой стороны, чтобы поддерживать инвестиции на высоком уровне, придется заплатить сокращением потребления. Но чьего потребления? Почти все согласны с тем, что для поддержания устойчивого роста нужны инвестиции, но при этом никто не хочет платить за это, в этой ситуации инвестиции падут жертвой бесплодных попыток распределить это бремя между участниками экономической деятельности через политические процессы, выборные процедуры и разработку фискально-стабилизационных мер. Ключевая проблема — это налоги. Если повысить государственные инвестиции и не увеличить при этом налоги, придется где-то урезать бюджет, чтобы избежать стремительного роста долгов до неприличных размеров.

И, наконец, самая сложная проблема связана с понятием вовлеченности: как будут распределяться преимущества экономического роста? Это давнишний вопрос, в Штатах он появился по меньшей мере лет за двадцать до кризиса; если его не решить, он грозит разрушить социальную сплоченность общества. Доходы среднего класса в большинстве развитых экономик уже давно не растут, а возможности трудоустройства ухудшаются с каждым годом, особенно в торговой части экономики. Часть дохода, направляемого в капитальные активы растет за счет сокращения рабочей силы. Эти тенденции являются следствием технологического прорыва и глобальных рыночных сил, работающих последние два десятка лет. Если говорить о технологиях, то инновации, позволяющие сократить трудозатраты, благодаря автоматизации транзакций и сетевой обработке информации, вбили клин между ростом и формированием рабочих мест, как в торговом, так и в неторговом секторах экономики.

Сбалансированный государственный бюджет помог бы исправить ситуацию, поскольку часть доходов, идущих в капитал, попала бы в государственную казну.В торговой части развитых экономик, автоматизация производства — включая лавинообразное продвижение робототехники и, в перспективе, появление трехмерной печати — сочетается с интеграцией миллионов новых участников в быстро эволюционирующие мировые цепочки поставок, что неизбежно ведет к сокращению темпов роста занятости.

Многонациональные компании могут разложить эти глобальные цепочки поставок по выполняемым функциям и географическому местоположению, а затем реинтегрировать их с целью снижения операционных затрат; в итоге, работники лишаются естественной защиты, формируемой конкуренцией на внутреннем рынке труда. Эту проблему решить очень сложно, потому что экономическая политика не ориентируется в первую очередь на устранение неблагоприятных тенденций распределения доходов, связанных с изменениями на мировых рынках. И все же, в развитых экономиках доходы распределяются совершенно по-разному, это наводит на мысль, что, испытывая влияние одинаковых технологических и рыночных сил, они используют разные комбинации социальных политик, а непохожие социальные нормы влияют на динамику распределения. Теория оптимального налогообложения напрямую связана с компромиссом между эффективной мотивацией и последствиями для распределения доходов, но нам до вожделенной точки равновесия еще очень далеко.

Сбалансированный государственный бюджет помог бы исправить ситуацию, поскольку часть доходов, идущих в капитал, попала бы в государственную казну. Но в большинстве стран, за исключением Китая, правительства не могут похвастаться сильной фискальной позицией. В результате, на первом месте в списке приоритетов оказывается отказ от заемных средств, который сокращает рост, а ответные фискальные меры ограничены высоким гос. долгом и дефицитом.

Судя по всему, политики и общество не горят желанием сокращать текущие уровни потребления через налогообложение, чтобы создать благоприятные возможности для стимулирующих экономику инвестиций. На самом деле, в условиях фискального давления ситуация будет развиваться в прямо противоположном направлении. В США ни одна из ведущих партий не включила в свою предвыборную программу практические меры по решению проблемы распределения доходов, хотя на словах они утверждают обратное. Вышесказанное верно и для большинства других развитых экономик, поэтому нас ждет многолетний период вялого роста, вероятность политических тупиков и ошибок в Европе, США и других странах. Таким образом, темпы роста мировой экономики, скорее всего, снизятся как минимум на 1-1.5% в развивающихся странах, включая Китай. Безрадостные перспективы.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися