Только в прошлом году Государственная служба финансового мониторинга, то есть украинская финансовая разведка, получила от банков и других компаний более 1 млн сообщений о финансовых операциях наших сограждан. Финансовые разведчики имеют доступ почти к любой информации о финасновой деятельности украинцев. Кроме того Госфинмониторинг тесно сотрудничает и обменивается информацией о подозрительных операциях и собственниках компаний в рамках так называемой Эгмонтской группы — организации, объединяющей финансовые разведки более 120 стран.
Когда человек отмывает деньги, то у него чудесным образом ниоткуда появляются активы
Финансовая математика
— По образованию вы математик, еще и кандидат физико-математических наук. Как так получилось, что вы занимаетесь борьбой с отмыванием грязных денег?
— Так сложилось исторически. У меня есть еще и экономическое образование. Я работаю в Госфинмониторинге с момента создания этой службы. Тут как раз необходимо решать математические задачи, связанные с обработкой огромных объемов информации. При этом определенные выводы иногда приходится делать при наличии неполной информации. Это интересная задача с точки зрения математики и построения компьютерной системы. Было интересно. Мы построили действительно неплохую систему мониторинга.
— Что, на ваш взгляд, общего между математикой и отмыванием грязных денег?
— Схемы отмывания, которые мы видим и которые создаются по всему миру, — это не простые схемы: кто-то украл деньги и положил их на депозит. С юридической точки зрения, конечно, это будет считаться отмыванием денег, но с практической точки зрения для преступника такая схема не имеет ценности, поскольку она проста, понятна, легко документируется и отслеживается. Поэтому для отмывания денег, когда мы имеем дело с серьезными схемами, строятся большие сети из компаний, предприятий, связанных лиц.
Доказать, что два предприятия связаны между собой, даже на основании документов будет достаточно сложно. Связей много, все эти цепочки и ниточки, которые идут от одной компании к другой или от одного человека к другому. Каждая сама по себе имеет небольшой вес и небольшое значение, но в совокупности оказывается, что слишком много связей. Под это дело тоже подводится определенный математический аппарат.
— Наши «мойщики» сильно отличаются от международных?
— Украина — часть мировой финансовой системы. Те методы, которые применяются во всем мире, используются и у нас.
— Можно сказать, что в отмывочном бизнесе время одиночек прошло, и сейчас этим занимаются только крупные сетевые структуры?
— Я думаю, что да. Исходя из того, что мы видим и отслеживаем. Один человек, конечно, будучи гением преступного мира, может придумать и построить какую-то схему. Но схема, которая реализуется в пределах одной страны, легко раскрывается. Поэтому для отмывания, как правило, используется несколько юрисдикций. А для этого необходимо привлекать юристов и консалтинговые компании в других странах.
— Это компании, которые рекламируют услуги по офшорному или налоговому планированию?
— Надо немного различать. Есть фирмы, которые предоставляют консультации по налоговому планированию. Если это происходит в рамках правового поля, то это возможно. Весь мир играет по таким правилам. Другое дело, когда, к примеру, я консультант, и ко мне приходит человек и говорит: «У меня есть постоянный поток денег от торговли наркотиками, и я получаю ежемесячно такую-то сумму наличными, и я хочу ее спрятать».
Это совсем по-другому оценивается с точки зрения закона, и даже на практике там строятся немного другие схемы. Потому что цель отмывания — скрыть связь между изначально грязными деньгами и деньгами, которые получились в итоге. Например, когда человек минимизирует налоги, у него все документы на руках — он ничего не прячет. Все оформляется юридически. Когда человек отмывает деньги, то у него чудесным образом ниоткуда появляются активы. Но под эти активы он показывает документы и утверждает, что все получено на законных основаниях.
— То есть в обоих случаях все законно?
— Юридически это разные процессы. Например, в Уголовном кодексе (УК) Украины есть понятие отмывания грязных денег: это действия, направленные на то, чтобы скрыть происхождение доходов и придать этим деньгам видимость законно полученных. Но отмыванию должно предшествовать предикатное преступление, в результате которого и получены незаконные доходы. Так вот УК говорит, что уклонение от налогов не является предикатным преступлением.
— Теми, кто уклоняются от уплаты налогов, ваше ведомство не интересуется?
— Человека, который уклонился от налогов, будут преследовать налоговые или правоохранительные органы. Но такие преступления не подпадают под нашу компетенцию. Хотя уклонение от налогов за пределами Украины будет предикатным преступлением в нашей стране и подпадает под нашу компетенцию.
Идеальных схем не бывает
— Как сейчас выглядит самая распространенная схема отмывания грязных денег?
— Все зависит от того, в какой форме поступают грязные деньги. Допустим, преступные доходы изначально находятся на легальных банковских счетах, тогда первая стадия — эти деньги спрятать. Например, мы сталкивались с ситуациями, когда отмывались деньги, полученные от киберпреступности, когда деньги на счетах находились за пределами Украины. Как правило, преступники пытаются обналичить эти деньги тем или иным образом, куда-то переслать, переправить, запутать следы. Нередко сумма дробится на мелкие части, они рассылаются в разные страны и потом только где-то собираются вместе.
— Но владельцы банковских счетов идентифицируются во всем мире…
— Всегда в этой схеме должен быть элемент разрыва цепи. Когда за деньгами тянется бумажный след, его стараются оборвать. Например, можно вспомнить самый первый в Украине задокументированный случай отмывания грязных денег. Он произошел еще до того как появилось определение «отмывание». Один бизнесмен перечислил деньги на свой счет в одной из европейских стран, пошел в банк и попросил на всю сумму купить сертифицированные бриллианты. С этими бриллиантами он планировал перейти через дорогу в соседний банк, там их продать и положить деньги на другой счет. Таким образом должна была разорваться цепь. Если один банк не знает, что клиент является держателем счета в другом банке, то проследить такую цепочку достаточно сложно. Но этого клиента поймали, если не ошибаюсь, сразу при выходе из первого банка.
— Какую самую запутанную схему отмывания вы разоблачили?
— Многие организаторы отмывания пытаются сделать очень сложной схему в стране происхождения. Но когда они выходят за пределы страны, то они расслабляются, теряют бдительность и их можно легко отследить. Например, нам удалось отследить схему, когда деньги из страны выходили, далее они дробились, перемещались со счета на счет. Но потом, когда они были аккумулированы в одном банке, их инвестировали обратно в Украину. Если брать только украинскую часть схемы, то связь между выходом денег и их последующим вложением проследить невозможно, так как документальных следов нет. Но благодаря информации от наших иностранных партнеров эта цепочка замечательно прослеживалась. При этом она подтверждалась не только перечислением денег, но и тем, что за различными компаниями, которые участвовали в этой схеме, стояли одни и те же лица.
— Вы добрались до бенефициаров?
— Нам важно даже не вычислить конечных бенефициаров — достаточно показать связь на уровне какого-то промежуточного звена. Например, когда мы видим, что разными компаниями управляет одно и то же лицо. Это вызывает подозрения и показывает, что есть связь между исходным преступлением и тем, куда деньги направляются.
— Как можно вычислить человека, который не подписывает документы, а управляет компанией только по телефону? Через прослушку?
— Да. Вы правы. Есть пределы компетенции Госфинмониторинга. Мы работаем только с документами, с финансовой отчетностью. Конечно, есть часть работы, которая лежит за пределами нашей компетенции. Такую информацию могут получить только правоохранительные органы в ходе оперативной работы.
— Вы с этими органами плотно сотрудничаете?
— Да, конечно.
В центре конвертации
— Насколько тяжело выявить конвертационный центр, занимающийся обналичиванием денег?
— Наша служба может выявлять такие структуры, используя два подхода. Первый: мы можем получить информацию от правоохранительных органов. Например, о том, что работает та или иная группировка, которая занимается профессиональным отмыванием преступных доходов.
Тогда такая группировка просто разрабатывается, собирается и анализируется информация о их деятельности. Второй подход — это получение информации от субъектов первичного финмониторинга — банков и других организаций. Отмывание и конвертация, как правило, связаны с большим количеством денежных операций. Иногда суммы дробятся и проводятся в размере, который не подпадает под обязательный мониторинг. Скажем, не 150 000 грн., а чуть меньше. И если банк такую информацию выявляет, она попадает к нам и может быть проанализирована.
Банки выявляют так называемый профиль клиента. Условно говоря, если есть крупный промышленный комбинат, у него совершенно определенная картина входящих и исходящих платежей. У предприятия, которое имеет определенные признаки фиктивности, не ведет хоздеятельность и является всего лишь почтовым ящиком по пересылке денег, совершенно другая структура платежей.
— Такого клиента банк сразу должен увидеть?
— В большинстве случаев так оно и есть. Но, опять-таки, это еще необходимо доказать. Сразу говорить о том, что предприятие, которое обладает определенными признаками, связано с криминалом, наверное, нельзя. Законодательство по борьбе с отмыванием грязных денег построено таким образом, что создается первая линия по выявлению — это банк, он больше знает о клиенте, о его деятельности. Кроме того, банк имеет право задавать вопросы. Если компьютерная система банка выявила что-то подозрительное, то это сигнал для того, чтобы работник банка получил дополнительную информацию — задал вопросы и понял, с чем он имеет дело. То ли это предприятие ведет легальную деятельность и может ее объяснить, то ли это что-то подозрительное. А если это криминал, то тогда действия банка должны быть однозначными.
— Как часто сами же банки занимаются обналичкой?
— Я бы не стал без доказательств говорить о том, что банки организовывают подобные схемы. Если действует преступная группировка, и там речь идет о больших финансовых потоках, то, конечно же, они постараются иметь поддержку сотрудника финучреждения. Например, сейчас одним из судов рассматривается дело: сотрудник финучреждения как раз обвиняется в том, что он содействовал организованной преступной группировке в отмывании денег. В частности он способствовал тому, чтобы информация, которую банк видит, не попала в Госфимониторинг. Такой прецедент есть.
— Есть версия, что конвертационные центры неистребимы, потому что их крышуют сотрудники СБУ, а с недавних пор и НБУ…
— Это вопрос скорее не к Госфинмониторингу, а к правоохранительным органам, которые у нас имеют соответствующие полномочия — бороться, в том числе, и с коррупцией.
Госслужащие тоже этим занимаются
— Как часто, на ваш взгляд, отмыванием грязных денег занимаются крупные чиновники или нардепы?
— Я же не могу называть имена и фамилии…
— А род их деятельности?
— Конечно же, есть материалы Госфинмониторинга, которые связаны, в том числе, и с отмыванием доходов, к которому причастны, будем так говорить, госслужащие. Такие факты мы выявляем.
— Госслужащие высокого ранга?
— Я не могу об этом говорить, пока не будет решения суда.
— В мае Юлия Тимошенко отправила в FATF документы, которые якобы подтверждают отмывание бюджетных денег, потраченных на подготовку к Е
вро-2012. FATF уже как-то отреагировала?— Я не буду говорить за FATF.
— Они могут, например, прислать вам запрос…
— FATF не имеет полномочий слать запросы по отдельным делам.
— Можете дать оценку, сколько всего в Украине за год отмывается грязных денег?
— Такую оценку могут дать судебные органы, которые выносят приговоры за отмывание.
— Сколько ежегодно вы предотвращаете отмывочных операций?
— За прошлый год нами в правоохранительные органы было передано 323 материала. Они касались не одной операции. Иногда в одном материале счет идет на тысячи и десятки тысяч финансовых операций. Там может быть очень много связанных лиц. По результатам расследования этих материалов в прошлом году был наложен арест или изъято имущество на 345 млн грн.
Коментарі - 7
Нам и «отмывать» не надо. Пошел и купил Бентли.