Минагропрод собирается разрешить торговать продуктами прямо возле входов в супермаркеты, пишут Комментарии.
Торговые сети привязывают к рынкам
Попытка чиновников заставить ритейлеров сотрудничать с небольшими сельхозпроизводителями чревата перебоями с поставками продуктов в супермаркеты.
Как сообщил Комментариям генеральный директор оптово-розничного рынка сельскохозяйственной продукции «Столичный» Алексей Чумак, открытие новых павильонов «Мясо» и «Рыба» перенесено с августа на октябрь. А в действующих плодоовощных рядах, по наблюдениям очевидцев, продавцов товара больше, чем покупателей. При этом Минагропрод собирается в ближайшее время разрешить отечественным овощеводам ставить палатки с товаром прямо возле входов в супермаркеты. В аграрном ведомстве убеждены, что украинской плодоовощной продукции нет места на полках розничных торговых сетей. Как утверждает министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, между отечественными производителями овощей и фруктов и супермаркетами на сегодняшний день взаимопонимание отсутствует. Однако попытка чиновников заставить крупные торговые сети сотрудничать с небольшими сельхозпроизводителями чревата перебоями с поставками продуктов в супермаркеты.
Овощеводы цены набивают
Интересно, что ни ретейлеры, ни сельхозпроизводители нынешнюю ситуацию с поставками и реализацией их продукции через сети критической не считают. К примеру, в «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» с целью увеличить долю продуктов украинского производства уже не первый год запускают сезонную платформу для фруктов и овощей в Херсонской области. В других сетях также стараются наладить сотрудничество с овощеводами напрямую. Как отмечает директор сети супермаркетов «Край» Виталий Коба, в категории «плодоовощной продукции» отечественный товар занимает свыше 50%. Кроме того, как уточняет учредитель фермерского хозяйства «Стожари» Михаил Строган, в этом году урожай овощей намного меньше, чем в 2011-м, поэтому проблем с реализацией сельхозпроизводители не имеют. «Многим аграриям действительно проще продавать овощи посредникам прямо «с поля», однако никакого злого умысла со стороны торговых сетей здесь нет. Просто фермерам не хватает оборотных средств, поэтому с целью получения «живых денег» они охотно задействуют различные каналы сбыта», — комментирует эксперт. Из-за более низкого урожая цены на стандартный «борщевой набор» (капусту, картофель, морковь, свеклу и лук) почти наполовину выше, чем год назад, даже при условии его реализации с грядки. «Соответственно, заниматься поставками товара в сети смысла сегодня нет», — рассказал «Комментариям» он.
В то же время, мелким производителям попасть в сети со своей продукцией бывает довольно сложно. Но винить в этом только розницу несправедливо. По мнению специалистов из «Украинской фруктовой компании», в текущем сезоне проблема украинских производителей будет заключаться, скорее, в их неконкурентоспособности из-за недостаточного объема по некоторым позициям товара для внутреннего рынка, нежели в непонимании сетевиков. В результате, для покупателей эта зима может обернуться перебоями с поставками украинских овощей в супермаркеты. «Неправда, что розничные сети отдают предпочтение импортной продукции Для них определяющим фактором является цена на товар, соответственно, отечественные производители, которые предлагают более низкие цены на качественный товар имеют больше шансов», — комментирует руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман.
По ее словам, проблемы в работе с торговыми сетями объясняются непониманием ответственности на уровне производителей. «Многие начинают сотрудничать с сетями, не понимая, нужно ли им это. Ориентиром для производителя является относительно высокая закупочная цена торговых сетей, но когда начинают разбираться, считать затраты на логистику, хранение, то получается, что цена не такая уж и привлекательная, а требования достаточно высокие, плюс выполнение обязательств по объемам поставок, отсрочки платежей делают это направление реализации малопривлекательным», — объясняет Татьяна Гетьман.
Ритейлеров затягивают на рынки
По большому счету, заявления со стороны аграрных чиновников больше всего похожи на разжигание очередного этапа торговой войны между сетями и поставщиками. По словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, вероятнее всего, речь идет о лоббировании принятия закона «О внутренней торговли», против которого уже не первый год активно выступают представители торговых сетей. Нормы по отсрочкам платежей за поставленный в супермаркеты товар, которые прописаны в данном документе, выгодны поставщикам скоропортящейся продукции. В частности, фруктов и овощей. И категорически не устраивают ритейлеров. На данный момент этот законопроект, который пару лет назад был подготовлен Минэкономразвития, зарегистрирован в Верховной Раде. А стремление Минагропрода поднять бунт среди овощеводов в преддверии парламентских выборов может ускорить его принятие.
«Несмотря на многочисленные обсуждения, правки в законопроект, предлагаемые предприятиями розничной торговли, внесены так и не были. Мы прогнозируем, что в случае принятия этого закона дальнейшее развитие всей цивилизованной торговли, — и прежде всего, сетевой, — остановится», — уверен Кишко.
Другое предположение, почему аграрное ведомство решило взяться за сети, кроется в провале широко разрекламированного правительством проекте по созданию в городах-миллионниках сети крупных оптовых сельскохозяйственных рынков. Чиновники были свято убеждены — оптовые рынки за короткое время станут оплотом логистической системы Украины, тогда как независимые аналитики парировали, что начинать думать о логистике нужно с «первого звена цепи» — то есть, с товаропроизводителей.
Как показало время, правда оказалась на стороне экспертов. Генеральный директор оптово-розничного рынка «Столичный» Алексей Чумак признается, что на сегодняшний день в работе оптовых рынков слишком много политики и мало бизнеса. Результаты налицо — оптовые покупатели и перекупщики не спешат за закупкой овощей и фруктов на уже функционирующие рынки. Вызывая тем самым недовольство привозящих туда продукцию сельхозпроизводителей.
Существует две категории крупных покупателей: розница и переработка (например, производители соков и консервации). Переработчикам проще договориться с производителем напрямую, в обход оптового рынка, ведь зачастую здесь дело касается продукции более низкого качества, и самим фермерам выгоднее сбросить ее дешевле, во избежание полной потери прибыли. Что касается розницы, то крупные торговые сети по-прежнему работают в обход оптовых рынков. Как отмечает коммерческий директор сети «Пакко» Сергей Шавлукевич, экономика закупок на базаре для супермаркетов невыгодна. «Торговые сети в Украине очень жесткие, они диктуют свои условия и требования по качеству. Торговая сеть никогда не приедет сама за продукцией на оптовый рынок. Продукцию привозят, и сеть ее оплачивает не в момент загрузки на оптовом рынке, а в момент реализации. О каких оптовых рынках может идти речь?», — недоумевает директор консалтинговой компании «ПроАгро» Николай Верницкий. Пока же, не желающий признавать свои просчеты Минагропрод, видимо, будет до последнего пытаться заманить ритейлеров на полупустые рынки.
Коментарі