Украинскими ямами европейцы пугают своих детей, пишет Аргументы и Факты в Украине.
Особенности дорогостроения: Украина vs США
Ситуация на украинских дорогах, похоже, ухудшается. Строители только заливают время от времени трещины на дорогах битумом, но не стремятся полностью сменить покрытие дорог. По словах чиновников, делать качественные дороги не выгодно. Якобы это приводит к трате денег, которые можно вложить во что-то более интересное.
Иное дело — в цивилизованном мире. В США, например, еще в 30-е годы прошлого века поняли, что хорошие дороги ведут к экономической выгоде государства. И даже в период Великой Американской Депрессии государство выделяло на их постройку огромные суммы денег.
Наши же дорожные работники попросту засыпают ямы. В отличие от европейских стран, где подрядчик, подписывая контракт, дает гарантию на произведенные работы сроком 5 — 10 лет и ремонтирует их за свой счет, у нас ремонтируют дороги те, кто выигрывают тендер.
Например, возьмем песок. Он должен быть крупнозернистый, очищенный от глины. У нас же в асфальт нередко добывают обычный песок, что называется, с пляжа. На завод поставляют именно подобный «материал». На выходе в результате получается неуплотненный асфальт с большими порами и швами, куда попадает вода.
В Государственном дорожном научно-исследовательском институте им. М. Шульгина сообщили, что нормы в Украине нарушаются не только при производстве, но и при укладке асфальта. В США и Европе асфальт укладывают исключительно в то время, когда нет осадков. У нас же — когда захотят. А это недопустимо. В этом случае асфальт просто размокает. Привлекать же иностранные компании к постройке дорог участникам отечественного рынка крайне невыгодно.
Как противоположный пример, рассмотрим дороги в штате Огайо, США. Толщина асфальтового покрытия на них составляет около 64см. Под ним находится бетон с арматурой около 50 см, около 1,5 метра гравия и слой песка. Таким образом, почти любая дорога на 2 метра приподнята над местностью, кроме горных.
Машина для укладки асфальта «Roadtec». Она соскребает старый асфальт, и грузит его в самосвал сзади для переплавки и добавок битума.
Процесс укладки дорог на схеме.
Во многих местах американцы укладывают бетонные дороги: в сейсмически активных зонах бетон кладётся участками. Также между ними прокладывают войлок шириной в 1 см. Это дает возможность ездить по дорогам с наименьшими потерями. Иначе асфальт просто треснет.
Американцы знают, что засыпать болота и ручьи песком и бетоном — только делать хуже. Поэтому под дорогами сделана целая система сливов в подземные трубы. Эти трубы также сделаны для того, чтобы дикие животные переходили дорогу, не создавая аварийные ситуации. Так как вода в этих трубах циркулирует, то там не образуются болота.
Машина-бетоноукладчик. Сохнет цемент около трех дней.
Бетон почти всегда кладут на арматуру, иногда делают железные замки между отдельными бетонными плитами. Швы заливаются силиконом или расширяющейся резиной. Движение на дорогах разделено бетонными стенами. Бетон укладывает каток, обычно в два слоя: верхний более клейкий и содержит больше песка, смешанного с водостойким цементом. Каждые 100 метров наклон дороги проверяется уровнем. Это сделано для защиты от луж. Также американцы укладывают трубу, чтобы дороги не заливало.
Машина для цемента, делающая русло для реки из бетона рядом с аэропортом или дорогой. Такое русло на даст реке размыть дорогу и не будет менять рельеф местности.
Коментарі - 2