Правительство ранее заявляло о том, что на данный момент может обходиться без помощи Международного валютного фонда. Каким бы удивительным это заявление не казалось, однако достаточно основательное обоснование оно под собой имеет. На данный момент, как отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, золотовалютные резервы Нацбанка могут покрыть объемы 4-месячного импорта в страну. Критический импорт (товары и услуги, от которых невозможно будет отказаться даже в случае необходимости) покрыт резервами на 8 месяцев вперед, пишет Дело.
Помощь МВФ желательна, повышение тарифов на газ — безальтернативно
Определенный повод для оптимизма внушает и чистый приток иностранных инвестиций в Украину в размере 3,4 млрд долларов за 1 полугодие, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя, конечно, не стоит забывать, что отчасти этот рост может быть обеспечен притоком средств из оффшоров под выборы. В пользу заявления правительства играет и факт недавнего размещения еврооблигаций Украины на 2 млрд. долларов. Спрос на бумаги более чем в 3 раза выше предложения. Это свидетельствует о том, что занять деньги Украины на данный момент может не только через МВФ.
Впрочем, на самом деле нет полной уверенности в стойкости Украины при пессимистичном развитии сценария. Ситуация с мировой экономикой, по меньшей мере, не улучшится до конца года. Более вероятным является как раз ухудшение конъюнктуры. По крайней мере, по итогам 2 квартала наблюдается замедление роста во всех странах-мировых лидерах. Особые волнения вызывает еврозона, которая, к слову, является одним из главных потребителей украинских товаров. Для экономики Украины, которую на 50% формируют экспортеры, вторая волна кризиса станет серьезным ударом. Ведь понятно, что поступления от продажи наших товаров за границу будут сокращаться. «При таком сценарии правительству нужно будет искать какие-то рычаги», — отмечает господин Устенко.
Учитывая данный пессимистический сценарий, правительству не стоит откладывать в «долгий ящик» возобновление сотрудничества с МВФ. Конкуренция за средства фонда ужесточается по мере нагнетания ситуации в европейских странах. Естественно, что впоследствии Украине, которая и сейчас не находится в приоритетах у МВФ, будет сложнее получить помощь. А ведь по всем прогнозам, золотовалютные резервы НБУ будут снижаться до конца года, а снижение экспортных поступлений лишь обострит необходимости гривны девальвации. Будет ли эта девальвация до 8-40-8,50 гривен за доллар (консервативный прогноз) или 10,5 гривен (негативный сценарий) сейчас сложно спрогнозировать. Но главное, что последнего варианта эксперты также не исключают.
Помощь от МВФ как раз и предоставляется для латания дефицитов платежного баланса и снижения давления на курс национальных валют. Не будем забывать, что за траншем МВФ следует и повышение доверия к правительству и корпоративному сектору со стороны зарубежных инвесторов и кредиторов. Поэтому, оптимальным вариантом, по мнению экспертов, является начало нового раунда переговоров с МВФ сразу после выборов, чтобы уже в декабре можно было иметь утвержденную программу. Сложно ли будет получить эту помощь? Вероятно, непросто. Несмотря на сокращение за 2009-2011 гг. дефицита госбюджета Украины с 10% до 4,5%, МВФ требует большего (хотя бы 1,8%). В этом году правительство установило планку дефицита в 2,5% ВВП, однако вряд ли удастся сделать его меньшим 3-3,5%. И здесь главным вопросом является то, какие ресурсы власти найдут для сокращения этого показателя.
Теоретически МВФ не требует от Украины повышения тарифов на газ. Позиция фонда звучит приблизительно как «необходимо снизить дефицит государственного бюджета». Но, по сути, ситуация безальтернативна: фискальное давление едва ли может быть большим, а значит, все упирается в газовую «дыру» госбюджета. Понятно, что снизить энергозависимость страны в кратчайшие сроки нереально. Поэтому кто бы ни был у власти после выборов, столкнется с вопросом увеличения тарифов на газ для населения. Сделать это будет непросто как с точки зрения политической воли для принятия непопулярного решения, так и нахождения оптимального баланса повышения цен.
Дело в том, что тарифы на газ для населения сильно отличаются от региона к региону. Разница может быть и в 1,5 раза. Как отмечает аналитик «Эрсте Банка» Марьян Заблоцкий, с учетом меньших зарплат в западных областях доля затрат на коммунальные тарифы там выше, нежели на востоке. В то же время задолженность по оплате коммунальных услуг на востоке более чем в 2 раза выше в западном регионе (4,8% против 2%). Таким образом, равномерное повышение тарифов по разному ударит по «кошелькам» граждан различных регионов. То есть, не факт, что граждане, проживающие в западных областях, выдержат нагрузку. Если же дифференцировать повышение тарифов, то необходимо учесть «склонность» восточных регионов к просрочкам платежей. Какой сценарий будет реализован, станет понятно лишь в октябре-ноябре, когда уже сформируется новый состав парламента.
Коментарі