Испанию могут поддержать на какое-то время; но ее беды — тревожный урок для всей Еврозоны, пишет forexpf.ru.
Позитивных прогнозов для Испании нет
Самый страшный кошмар тот, от которого невозможно проснуться. Спросите об этом у Испании. Год назад стоимость кредитования в стране резко подскочила, подхватив «заразу» от Греции, Ирландии и Португалии. Тогда панику развеяли интервенция Центробанка и обещания нового правительства в Мадриде. Испания сдержала свое слово — правительство Мариано Рахоя урезало бюджеты, освободило рынок труда, принимало участие в бесчисленных саммитах в Брюсселе в стиле «пан или пропал», а также получило 100 млрд. евро на поддержку банков. Однако, несмотря на все усилия и лишения, Испания не может избавиться от мучительного чувства обреченности. 25 июля доходность по 10-летним облигациям коснулась рекордного максимума по Еврозоне на отметке 7.75%. Доходность 2-летних бумаг превысила критический уровень 7%: инвесторы опасаются, что в скором времени страна будет вынуждена обратиться за пакетом спасения, либо объявит дефолт.
Кошмар Испании — показатель того, что что-то неладно со всей Еврозоной. Кризис обостряется с каждым месяцем. Европейские лидеры пообещали всему миру сделать все возможное, чтобы спасти евро, попросив дать им больше времени на то, чтобы навести порядок в регионе. Их задача действительно очень сложная, но как только они оказываются за стенами своих замков и пляжных домиков, вера в их обещания исчезает, а время играет против них самих. Текущая ситуация в Испании еще страшнее — только в этом месяце было объявлено о повышении налогов на 65 млрд евро и сокращении расходов. Также, банки получили часть средств на свое спасение. Это было сделано, чтобы убедить инвесторов в том, что вся Еврозона серьезно относится к Испании и ее членству в регионе. Однако эта новость была нивелирована тем фактом, что правительство страны ожидает продолжения рецессии в 2013 году, и, что еще хуже — властям придется добывать средства для спасения регионов, которые неожиданно признались, что они практически разорены.
Перспективы Испании выглядят не лучшим образом. Экономика пребывает в состоянии рецессии, госсектор сокращает расходы, а частный не желает инвестировать. Низкий внутренний спрос практически гарантирует, что г-н Рахой не сможет достичь целевого уровня дефицита бюджета. Если это случится, Испания будет вынуждена еще сильнее затянуть пояс и пойти на еще более жесткие бюджетные меры. Это, в свою очередь, подорвет и без того не блестящий авторитет премьера. Ситуация в Испании продолжит ухудшаться из-за конфликтов на почве мер экономии между Мадридом и региональными политиками, которые контролируют 40% госрасходов и бдительно охраняют свою автономность. Напряженная политическая ситуация отразится на состоянии экономики, которое только усугубится. Порочный круг замыкается.
Испания не сможет выбраться из этой ловушки самостоятельно. Власти признали, что у них нет лишних денег, а кредиторы начинают сомневаться в ее кредитоспособности. Можно разработать совместный план спасения, согласно которому доходность облигаций будет сдерживаться посредством комбинации мер со стороны ЕЦБ и различных фондов спасения (несмотря на то, что главный из них еще не одобрен Конституционным судом Германии, где судьи возмутительно медлительны). Впрочем, это лишь оттянет время. Может, и не надолго. Если спасти Испанию, инвесторы тут же начнут тревожиться по поводу Италии. Здесь есть технические сложности: новые кредиты фондов будут считаться первоочередными и оттянут погашение старых. Политические же трудности заключаются в том, что ЕЦБ не сможет продолжить масштабную интервенцию, если будет против Германия, которая является основным держателем облигаций Центробанка. Спасение Испании будет считаться временной мерой до тех пор, пока Еврозона действительно не разработает совместный план, который будет экономически эффективным и политически возможным.
Объединиться либо погибнуть
В конечном итоге, как мы уже утверждали, решение проблемы возможно при условии, что все члены Еврозоны объединят свои усилия и части долгов, а также встанут на защиту своих крупных банков. Но на пути к федерализму Европе еще нужно что-то сделать с экономическим ростом. В приоритете должно быть смягчение бюджетных программ (Испания показала на своем примере, насколько саморазрушительными могут быть меры экономии); не менее важно провести структурные реформы, чтобы дать свободу предпринимательству. За период с 1975 года страны, на сегодняшний день входящие в состав Еврозоны, учредили только одну компанию, входящую в список из 500 крупнейших компаний в мире (по иронии судьбы, это Inditex, главный офис которой находится в Испании); для сравнения — только лишь в Калифорнии за это же время было создано 26 таких компаний. Если избавиться от сумасшедших правил, мешающих европейскому бизнесу развиваться, Европа могла бы удивить многих.
Этот замысел — стремление к федерализму, политика стимулирования экономического роста и операции спасения — можно воплотить в жизнь, но на это потребуется время. Даже если сегодня власти договорятся о том, что необходимо сделать, на разработку деталей, проведение референдумов и внесение изменений в конституцию, может потребоваться три года. Отсрочка этого процесса только усложняет и без того нелегкую задачу. Проблема в том, что 17 стран Еврозоны, не говоря уже о 333 млн граждан, не могут договориться о том, кем пожертвовать во имя появления новой Европы. Германия, которую недавно предупредили о возможном понижении рейтинга, опасается, что ей приходится слишком много платить за чужие грехи. Датчане и финны тоже негодуют. Франция и Германия по-разному смотрят на необходимые изменения. Что касается задолжников, греческие избиратели все больше склоняются от центристов в сторону политических экстремистов. В Италии Марио Монти — лучший премьер за несколько десятилетий, но его популярность стремительно падает, а проведение реформ под его руководством проходит не очень успешно. Зато Сильвио Берлускони рассматривает возможность возвращения, и его опережает комик, который сейчас, согласно опросам, собирает одну пятую голосов.
Еврозона стагнирует, затягивая с собой Британию. Кризис порождает жесткие меры в госсекторе и неопределенность в частном. Инвесторы опасаются инвестиций, предусматривая риск больших потерь. Потребители откладывают деньги на следующий «черный день». И пока угроза катастрофического коллапса Еврозоны сохраняется, сложно представить, что ситуация изменится. Возможно, такие обстоятельства, как массовое изъятие банковских вкладов, хаотичный выход Греции или отказ выплаты государственного долга Италии, заставят политиков прибегнуть к решительным действиям. Но европейским лидерам будет очень сложно повести за собой народ. Еще более глубокий урок испанского кошмара: отсрочка отнимает у евро шансы на выживание.
Коментарі