Государство собирается принять жесткие меры по отношению к крупнейшему оператору связи страны. Тот пока почему-то не выполнил рекомендации по снижению цен, сообщают Комментарии.
Антимонопольный комитет завершил исследование мобильных тарифов двух крупнейших мобильных операторов — «Киевстара» и «МТС» и проводит консультации на предмет того, как поступать с сотовиками дальше. Об этом «proIT» сообщил первый заместитель глава АМКУ Рафаэль Кузьмин.
В АМКУ обратили внимания на то, что два оператора повели себя по-разному, получив в июне рекомендации ведомства в кротчайшие сроки снизить тарифы и привести рентабельность услуг к экономически обоснованному уровню.
«Киевстар» накажут за высокие тарифы
Дело в том, что МТС объявила в прошлом месяце об уменьшении стоимости звонков и ММС в ряде тарифных планов, уверяя СМИ в том, что среднемесячный счет абонентов сократиться до 20%. «Киевстар» же в «неспокойное время» решил переводить абонентов на предложения с ежедневной абонентской платой и пакетами дополнительных услуг. Параллельно во многих старых тарифах произошел ряд изменений — увеличение ПЗС, стоимости позапакетных минут разговора внутри сети и на другие сети. Единственное более или менее заметное понижение компания сделала лишь в одном непопулярном тарифе («Классический»), большая часть абонентов из которого была заблаговременно переведена на другие предложения.
«Как вы думаете, мы будем мириться с этим?»- отвечал Рафаэль Кузьмин вопросом на вопрос журналиста «Комментариев» о том, как отреагирует АМКУ на поведение «Киевстара» на рынке. «Действия наши будут те, которые предусмотрены законом. Невыполнение наших рекомендаций — будем открывать дело и штрафовать. Они тоже задекларировали сначала понижение. А сейчас в информационном пространстве, появляется новости о том, что они собираются повышать. Реакция будет адекватна этому», — сообщил Рафаэль Кузьмин.
Напомним, что АМКУ имеет все полномочия штрафануть «Киевстар» на 10% от оборота — это почти 1,3 млрд грн.
В то же время из разговора с чиновником можно сделать вывод, что акции по выполнению рекомендаций второго по величине украинского оператора комитету пришлись по душе. «МТС подтверждает понижение тарифов. Нам приходят заявления с благодарностями от граждан», — заявил Кузьмин.
Спасти «Киевстар» от штрафов могут консультации по мобильным ценам, которые АМКУ в июле начал с Национальной комиссией по вопросам регулирования связи и информатизации. После разговора с главой регулятора Петром Яцуком у журналиста «Комментариев» сложилось впечатление, что в НКРСИ не считают рентабельность мобильщиков заоблачной и осознают местные бизнес-риски.
«Давайте сначала выясним, какая реальная рентабельность у операторов, а потом решим, снижать ее или нет. Если она составит 20%, то может ее нужно не снижать, а наоборот — отнимать. Ведь если срок окупаемости проекта более 5-ти лет в Украине, то он уже не интересен инвесторам. На западе действительно рентабельность ниже — 10-20%. У нас у застройщиков, например, рентабельность не менее 50%. Это покрывает риски наших финансовых рынков», — заявил Петр Яцук.
Отметим, при этом, что в «Киевстар» заявляют о том, что в отчетах перед НКРСИ их рентабельность составляет всего 35,3%, а МТС декларирует, что маржа по прибыли компании с учетом всех затрат за первый квартал составляет всего 14,1%. В АМКУ же заявляют об обратном: рентабельность МТС — более 50%, а «Киевстара» — 98%.
Смогут ли чиновники совместными усилиями вывести реальную рентабельность каждого из операторов, спрогнозировать очень тяжело — слишком существенно расхождение в предоставленной информации из разных источников.
В сложившейся ситуации больше всего удивляют действия «Киевстара». Казалось, зачем лезть на рожон и демонстративно изменять тарифы. Ведь можно было последовать примеру МТС и сделать громкое заявление о том, что пришло глобальное улучшение. Существенных изменений в тарифной политике красных на самом деле не произошло, зато абоненты услышали краем уха о снижении цен и обрадовались. Вряд ли ведь кто-то из них вникал, насколько в реальности уменьшились цены.
«Киевстару» еще предстоит обьяснить своим абонентам ценовые изменения: почему платить ежедневную абонплату лучше, чем ежемесячную, а подписку на игры и музыку дешевле и удобнее приобретать на неделю, а не на день. Вряд ли абоненты поймут это сами. Ведь первое реакция консервативных украинцев на любые изменения — дежурная фраза: «кругом обман, воровство и коррупция».
Коментарі