В СМИ прошла информация, что летний «бензиновый жор», когда резко увеличивается потребление бензина из-за отпусков (люди едут на отдых своими автомобилями) может обернуться в октябре дефицитом на заправках из-за сокращения импортных поставок. Такие прогнозы появились в связи с плановой остановкой на ремонт двух белорусских НПЗ — Мозырского и Новополоцкого, которые поставляют в Украину каждый четвертый литр бензина или около 60 млн т ежемесячно, пишет Сегодня.
«Бензиновый жор» в Украине не грозит дефицитом топлива
На самом деле «горючки» должно хватить: трейдеры уже сейчас накапливают запасы. «Остановка Мозыря в сентябре добавит проблем операторам, но предложений бензина на рынке достаточно и оптовые цены примерно одинаковые, вопрос лишь в логистике, если везти издалека (Румыния, Италия — Авт.), он может оказаться дороже белорусского на 10-15 коп./л», — ответил нам президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн признал, что обеспокоенность была, но ситуация прояснилась, трейдеры законтрактовали большие объемы поставок на август (например, из Литвы поступят 50 тыс. т вместо обычных 30-35 тыс. т). «Пока наш рынок открыт, работает без пошлин и квот, дефицит исключен — как только появилась заминка в Белоруссии, сразу поставщики закупили больше объемов в России и Литве, причем из-за увеличения спроса цены было поднялись на 5-10 $/т, потом снова упали», — говорит Куюн. В АМКУ обещают, что будут пристально следить за ценами на бензин в рознице и не допустят их повышения. Дефицит бензина это бред, который выгодно кому-то распространять, дабы посеять панику, считает замдиректора департамента нефти и газа Минэнерго Константин Бородин.
ПОШЛИНЫ
Еще одна тема, которая на слуху возможное введение пошлин на импортный бензин в размере 100 евро/т, на которой настаивают представители украинских НПЗ (их 6, но работает только Кременчугский и то на 1517% мощности, потому что не хватает поставок дешевой отечественной нефти), чтобы наши заводы с устаревшим оборудованием стали конкурентоспособными. На пошлинах настаивает Минэкономики, против них Минфин там опасаются, что трейдеры резко сократят поставки, ведь это автоматически поднимет цену импортного бензина на 1 грн/л. Вопрос перенесли с июля на август, но ясности нет. Наш источник в Минэнерго говорит, что пошлины не введут не только до выборов, но и до конца года, пока действует плавающий акциз на топливо (дешевеет нефть растет акциз и наоборот, в итоге цена бензина в рознице не меняется). Сейчас ситуация на рынке нефтепродуктов стабильна, и это главное.
Коментарі