Мінфін - Курси валют України

Встановити
9 липня 2012, 18:10

Вузы превратились в современные «фабрики по производству дипломов» — эксперт

Алексей Греков, директор по стратегическому развитию частной школы «Афины», оценивает эффективность внешнего тестирования и качество высшего образования в Украине, пишет Дело.

Сессия внешнего независимого оценивания-2012 завершена, но интернет-форумы все еще кипят от разочарования и обиды. Ошибки в тестах, недостаточный контроль процедуры тестирования на некоторых пунктах, неожиданно высокое число золотых медалистов и неожиданно слабые результаты, показанные сильными учениками, заставляют людей говорить о коррупции, против которой ВНО оказалось бессильным.

Но результат этот вполне закономерен, потому как, вопреки распространенному мнению, независимое оценивание вводили вовсе не ради искоренения коррупции. Главный идеолог ВНО, европейский эксперт Альгирдас Забулионис заявляет: «Коррупция — это проблема не образования, а общества, так что одними экзаменами ее не решить».

Но для чего же тогда было введено ВНО? Оно было частью более широкого плана реформы украинского образования, включающей в себя профилизацию старшей школы, 12-летнее обучение и независимую сертификацию выпускников. Все вместе это хорошо вписывалось в долговременную стратегию вхождения Украины в Болонский процесс.

Для реализации реформы были разработаны 26 учебных профилей, подготовлены программы 12-летней школы и — с 2002 по 2005 год — отработана технология тестирования, проводимого независимой частной организацией, что соответствует мировой практике, но не менталитету отечественных чиновников.

С их точки зрения, внешнее оценивание должно находиться под государственным контролем, поэтому постановлением Кабинета министров Украины от 31 декабря 2005 года право проводить тестирование выпускников было передано новосозданному подразделению Министерства образования — УЦОКО. Кстати, только с этого момента, словно в насмешку, внешнее оценивание стали именовать независимым.

Вскоре настал черед профильного образования и 12-летней школы.

Исходная идея была вполне здравой: завершить базовое обучение 9-м классом и три года — с 10-го по 12-й класс — посвятить углубленному изучению немногих профильных дисциплин, не отвлекаясь при этом на «второстепенные» предметы.

На практике это означало, что в старшей школе следовало отказаться от жесткой классно-урочной системы и заменить ее более «вузовской» — лекционно-семинарской. Иные требования предъявлялись и к преподавательскому составу школ, и к образовательному менеджменту, однако изменить учительские «мозги» оказалось труднее, чем создать новые программы и учебники. Совершенно логичным выглядел следующий шаг — забыть о реформе и вернуть все обратно, включая одиннадцатилетку и специализацию школ, взамен двеннадцатилетки и индивидуальных профилей учеников.

ВНО осталось ненужным рудиментом, к тому же — довольно затратным, и если бы не поистине всенародная поддержка, дни его были бы сочтены. Поэтому вместо отмены внешнего оценивания была применена политика его дискредитации, следствием чего стали учет среднего балла аттестата, дополнительно начисляемые баллы за медали, за участие в предметных олимпиадах и за прохождение подготовительных курсов, а также ошеломляющий камбэк выпускных и вступительных экзаменов.

Впрочем, ажиотаж вокруг ВНО есть лишь часть извечной истерии, сопровождающей поступление абитуриентов в вузы, и этот отечественный феномен я предлагаю рассмотреть особо.

На первый взгляд, эта истерия кажется нелепой и абсолютно непохожей на спокойный и будничный процесс поступления зарубежных выпускников в зарубежные вузы, ведь, по словам нашего министра образования, «количество вузов в Украине превышает количество высших учебных заведений во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Польше вместе взятых».

Действительно, в настоящее время в Украине насчитывается 846 вузов, причем 345 из них — академии и университеты. Учатся в них 2,3 млн. студентов, иными словами, каждый 20-й житель Украины — студент. Могло бы учиться и больше — ежегодно только вузы III—IV уровня.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися