В большинстве украинских компаний бытует устойчивое мнение: молодые мамы — плохие сотрудники. Именно поэтому, выбирая из нескольких кандидатов, HR-специалисты отдают предпочтение тем, у кого взрослые дети, либо тем, у кого вовсе нет детей, пишет Главред.
Марию Р., обозревателя одного из украинских деловых изданий, долго собеседовали в одной иностранной компании на должность аналитика по нефтегазовому сектору. Девушка прошла три этапа собеседования: два в Киеве и одно в Санкт-Петербурге — там находится главный офис компании. «Я выполнила для них тестовое задание, продублировала его на английский и немецкий языки, — знание языков на уровне выше среднего было обязательным условием, — но в итоге меня так и не взяли, хотя мне казалось, что по всем параметрам я идеально им подхожу», — рассказывает Мария. Как позже выяснилось, ей предпочли менее опытного сотрудника, у которого не было ни такой базы контактов, как у Марии, ни знания рынка. Да и в графе «иностранный язык» значилось краткое «базовый уровень английского»… Главным достоинством более удачливого соискателя стало отсутствие детей, в то время как дочери Марии на тот момент было немногим больше трех лет.
Приоритеты бизнеса
На рынке труда существует правило — не брать на работу молодых мам. Они, мол, не настроены плодотворно работать, невнимательны к своим обязанностям, и самое главное — маленькие дети довольно часто болеют, и мамы уходят на больничный. «Я люблю детей и как человек готов войти в ситуацию, но как руководитель я категорический противник молодых мам, — маленькие дети часто болеют, из-за этого у такой сотрудницы выпадает в году как минимум целый месяц работы», — говорит Ростислав Лысак, директор туристической компании «Зелена краiна».
Дети как бонус: почему работодатели боятся молодых мам
«Представьте себе — у нас конец месяца, надо сдавать отчеты, а у сотрудницы заболел ребенок. В кризис штат мы сократили, а значит, заменить такую сотрудницу некем. В итоге мы рискуем не сделать отчет в срок, а для нас это чревато огромными штрафами», — рассказал менеджер одного из украинских банков. К слову, при собеседовании на работу в данный банк первое, чем интересуются HR-специалисты, — семейное положение и возраст детей.
В Украине весьма либеральное законодательство по отношению к молодым мамам — уволить такую сотрудницу практически невозможно. Компания просто вынуждена идти навстречу таким работникам. «Из кармана компании мы оплачиваем больничный (по уходу за ребенком») только за три дня, остальное нам компенсирует Фонд социального страхования. Так что это для нас не очень большая финансовая нагрузка. Но из-за отсутствия такого сотрудницы ее работу приходится распределять на других сотрудников, что им, естественно, не нравится, они отнюдь не жаждут делать чужую работу за свой обычный оклад", — поясняет Ростислав Лысак.
По словам молодых мам, даже очень здоровые малыши болеют пять-шесть раз в год. В среднем один больничный длится около недели.
Значит, по самым скромным оценкам, молодая мама отнимает у компании около месяца своего рабочего времени.
«Кроме этого, мамы часто отпрашиваются: как минимум пару раз в неделю просят их отпустить с работы на час, на полтора раньше, чтобы забрать ребенка из детского сада», — говорит Андрей Котов, старший администратор одного из клубов сети Fit&Health.
Малыши и мотивация
Впрочем, эксперты считают, что страхи по отношению к таким сотрудницам преувеличены. Современное общество давно дополнило немецкий фразеологизм «Kinder (ребенок), Küche (кухня), Kirche (церковь)», который описывает представление роли женщины в консервативном обществе, четвертой «К» — karriere (карьера). «В современной экономике далеко не каждая семья может себе позволить отказаться от дополнительного дохода в пользу длительного декрета. По данным компании HeadHunter, для большинства женщин (60%) потребность зарабатывать деньги является главной причиной выхода на работу из декретного отпуска. Еще почти для трети мам главным мотивом является желание делать карьеру и развиваться.
»Брать или не брать на работу женщину после декрета, решает работодатель. Он может не брать на работу женщину после декрета, если считает, что наличие детей может повлиять на эффективность труда. Так считают 43% респондентов. Еще 53% считают, что все соискатели, независимо от наличия детей, должны иметь одинаковые шансы на трудоустройство, и только 5% убеждены, что наличие маленького ребенка — это уважительная причина для отказа независимо от условий труда", — приводит данные исследования своей компании Наталья Маципура, PR-менеджер HeadHunter.
По ее словам, большинство респондентов согласились бы предоставить молодым мамам удобные условия работы (отпуск, больничный, гибкий график), если бы были в статусе работодателя, причем 64% сделали бы это непременно, а 33% — только при наличии уважительной причины (например, если ребенок заболеет).
Тем не менее, респонденты считают, что работодатель имеет право «подстраховаться», интересуясь на собеседовании планами женщины завести детей. В частности, такого мнения придерживаются 40% опрошенных компанией HeadHunter респондентов. Отметим, что в некоторых странах, но не в Украине, такие вопросы преследуются законом как дискриминационные.
Рекрутеры считают, что, если молодая мама решилась выйти на работу, она будет более внимательно и ответственно относиться к работе, так как больше боится потерять свою должность. «Лучший сотрудник — мама двоих детей. У нее расписана каждая минута — она не пойдет курить в перерыв, не будет распивать кофе с коллегами, ей некогда болтать в рабочее время, с толком использует время, отведенное на обед, так как ей надо успеть сделать свою работу быстрее, чтобы уйти домой на час-полтора раньше», — считает Константин Новак, рекрутер. К тому же, уверяют эксперты рынка, молодые мамы не стремятся к быстрому повышению по карьерной лестнице и не требуют повышения зарплат — они готовы работать за меньшие деньги, чем их коллеги, у которых уже взрослые дети, либо коллеги, у которых нет детей.
«Я понимаю, что мне сложнее найти работу, чем тем, у кого нет детей. В глазах потенциального работодателя я сотрудник, который отстал от рыночных тенденций за время пребывания в декрете. За два года все мои заслуги забылись, на смену мне приходят другие. Поэтому я буду из кожи вон лезть, чтобы быстрее вернуться в строй и наверстать упущенное, и доказать, что я такой же хороший специалист, как и другие», — говорит журналист Виктория Кравченко. Причем, по ее словам, чтобы повысить свою работоспособность, она готова даже нанять няню для своего малыша. Правда, в таком случае, учитывая средние зарплаты журналистов, ей придется отдавать няне большую часть своих доходов…
Коментарі