Основатель Facebook Марк Цукерберг собирается изменить правила пользования социальной сетью. В этот раз миллионам пользователей будет предоставлена возможность, правда, ограниченная, поучаствовать в принятии решения, пишет Русская служба DW.
Facebook меняет правила для своих пользователей
Совсем недавно число пользователей Facebook превысило 900 миллионов. Теперь уже более восьми процентов населения планеты пользуется этой социальной сетью. А очень скоро и каждый десятый житель Земли будет увековечен в интернет-империи, основанной Марком Цукербергом.
Да, именно, увековечен. Ведь информация, которую когда-либо разместили в своих профилях пользователи этой социальной сети, остается на крупнейшем сервере в калифорнийской штаб-квартире Facebook навсегда. Американское законодательство позволяет не просто хранить, но и обрабатывать персональные данные. Вот и в правилах для пользователей Facebook с сентября 2011 года речь идет уже не о защите этих данных, а об их использовании. «Мы считаем, — говорят в компании, — что такая формулировка точнее описывает содержащуюся в правилах информацию».
Как используют персональные данные
Facebook открыто признает, что оставляет за собой право использовать имеющуюся информацию, и сообщает, как именно будет это делать. Пользователей, в частности, предупреждают о том, что некоторые так называемые платформы-приложения имеют доступ к их персональным данным и могут делиться ими с другими. Это, например, такая игра, как Farmville, фото-сообщества, викторины или календарь дней рождений. Такие приложения используют Facebook для передачи персональных данных, например, в рекламных целях.
Ничего нового в этом нет. Впервые о допустимости такой практики упоминалось в правилах пользования еще в 2007 году. Если они меняются, то пользователь может изменить свои персональные настройки. Все вроде бы в порядке. Вот только для того, чтобы обнаружить каждое такое изменение и сразу же отреагировать, требуется много времени, терпения и усилий. Тем более что правила для пользователей и примечания к ним занимают несколько страниц, написанных мелким шрифтом.
Странное понимание демократии
Хорошую помощь в этом деле оказывает Facebook Site Governance, на котором регулярно сообщается о предстоящих нововведениях. Пользователи Facebook могли ознакомиться на этом сайте с новыми правилами, оставить свои комментарии и предложения, а также обсудить нововведения с другими участниками социальной сети.
Теперь Цукерберг решил пойти еще дальше. Он собирается предоставить пользователям Facebook право голоса, и предлагает им две возможности. Либо оставить в силе прежние правила хранения и использования личных данных, либо принять новые. И в том, и в другом случае речь, правда, идет о правилах, которые предлагает он сам. Принять решение пользователи должны в течение недели — с 1 до 8 июня.
Неудивительно, что некоторые сравнивают такие методы с псевдодемократическими президентскими выборами в странах с авторитарными режимами. Марк Цукерберг собирается объявить голосование состоявшимся только в том случае, если в нем примут участие более 30 процентов пользователей сети. Это значит, что должны проголосовать 270 миллионов человек.
Но многие пользователи этой социальной сети вообще не интересуются правилами и предписаниями. Одни хотят просто получать удовольствие, делиться смешными фотографиями, общаться с друзьями. Другие, хоть и зарегистрировались в Facebook, но так и не начали им пользоваться. К тому же одна неделя — это не слишком много, если учесть, что миллионы пользователей лишь один раз в несколько дней заходят в сеть. И, наконец, сайт Facebook Site Governance мало кому известен. У него всего 2,1 миллиона поклонников.
Поэтому критики Facebook говорят в этой связи о «скромно дозированной» информации, а правозащитники — специалисты по охране персональных данных, как, например, австриец Макс Шремс (Max Schrems) называют голосование «выбором между чумой и холерой». Впрочем, сам Шремс рекомендует проголосовать за то, чтобы остались в силе прежние правила. Тогда хозяевам Facebook придется предпринимать новую попытку их изменить.
Не хочешь — не надо!
Пользователи, которые разбираются в этой сложной материи, и внимательно читают правила, понимают, какими могут быть последствия наличия в социальной сети их персональных данных и ведут себя соответствующим образом. Они в полной мере используют те небольшие возможности, которые предоставляет им Facebook для защиты частной сферы. Можно, например, ограничить круг людей, которым предоставляется доступ к личным фотографиям, сообщениям, записям на «стене». Если к тому же игнорировать все программы-приложения, то удастся избежать наплыва рекламы. А тот, кто имеет 798 друзей и их не «фильтрует», не может следить за тем, что происходит с его сообщениями.
Но, несмотря на всю критику, эта социальная сеть живет и обретает все новых поклонников. Не могут же ошибаться уже 900 миллионов пользователей! Важно лишь, не слишком вольно обходиться с информацией, а банковскими реквизитами или фотографиями с последней вечеринки лучше обмениваться другим способом.
Читайте также: Основатель Facebook потерял 500 млн долларов за сутки.
Коментарі