Ученые и педагоги покинули кафедры и лаборатории и вышли на улицы. Нищие с научными степенями больше не могут терпеть унижение.
«Без столкновений, громких колонн и лишних лозунгов — ученая интеллигенция пикетировала Кабмин интеллигентно. Впрочем, намекнули — это их последний социальный протест. Далее — они возьмутся за политику», — рассказала журналист телеканала новостей «24» Ольга Кучер.
Украинские ученые вышли на улицы требовать заработную плату
«Ну что люди слепы? Не видят как миллиарды, десятки миллиардов дерибанятся из государственного бюджета? Мы не видим, что две вышки Юры Бойко — это бюджет Академии», — сказал председатель профсоюза работников НАНУ Анатолий Широков.
Ученые хотят возвращения долгов по зарплате, создания человеческих условий труда и обеспечения будущего молодежи. В Кабинете министров озадачены таким негодованием, но впоследствии объяснили ситуацию.
«То, что касается финансирования заработной платы, то была записана одна статья, которая совсем не сходится с тем, что вы реально получаете, а вся ваша заработная плата была записана в другую статью. Вот я вчера впервые… А кто записывал? Это же преступление? Значит, найдите и посадите! То есть, чья это ошибка? » — говорит вице-премьер — министр социальной политики Сергей Тигипко.
«У академии наук есть средства на финансирование заработной платы только до сентября месяца 2012 года», — сказал экс-заместитель министра по социальным вопросам Украины Павел Розенко.
«В Конституции Украины сказано — государство должно выделять 1,7% бюджета на научную отрасль. Выделяет же только 0,4%. Например, финансирование Генпрокуратуры с 2010 года выросло на 103%, а бюджет Академии наук — на 11%. Средняя зарплата ученого в Украине — чуть больше трех тысяч, гонорары за научные труды — смешные», — добавил экс-чиновник.
Директор Института философии НАНУ академик Мирослав Попович отметил несправедливость распределения средств.
«Они заработали сколько-то сотен тысяч гонораров, у меня вон вторым изданием вышла книга толстая, я получил за нее 5 тысяч гривен, писал ее много лет!» — говорит Мирослав Попович.
На оборудовании 30-летней давности стать лауреатом Нобелевской премии сверхсложно. Институты пытаются зарабатывать самостоятельно, но на пути становится бюрократическая машина.
«Чтобы нам приобрести кисточку за свои средства, мы должны за год написать план, согласовать его в Госказначействе и, Боже упаси, чтобы цена изменилась», — рассказал член-корреспондент НАН Украины Виктор Швартау.
XXI век называют веком биологии и медицины. В Украине институтам этого профиля хуже всех — нехватка оборудования, реагенты покупают за свой счет, а результаты государству не нужны.
«Если бы со стороны государства было уделено достаточно внимания, то те десятки, я бы сказал, сотни разработок, которые сегодня пылятся на полках, в архивах, они были бы внедрены и, без сомнения, это бы значительно удешевило как уровень диагностики, так и уровень лечения», — говорит Василий Чехун.
Кирилл Кузнецов из Института физиологии имени Богомольца отметил отток научных кадров за рубеж.
«70% научных сотрудников нашего института после защиты кандидатской диссертации едут заграницу и мало кто из них возвращается. Это собственно связано с низкими зарплатами и отсутствием финансирования на закупку химических реактивов, оборудования», — говорит ученый.
Его коллега-социалог говорит, что заграницу не собирается.
«А почему я должен ехать туда? Я считаю, что я могу реализоваться, как социолог. Здесь интереснее: это понятно, чем хуже живет общество, тем лучше социологу», — рассказал заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха.
По скромным подсчетам самих ученых, с 90-х годов НАН сократилась вдвое, а Украину покинули почти 20 тысяч представителей интеллектуальной элиты. За последние несколько лет в рейтинге стран по уровню развития науки Украина опустилась с 27 на 44 место в мире.
Коментарі