Мінфін - Курси валют України

Встановити
27 травня 2012, 11:42

Бизнесмены, которые покорили космос

За освоение космоса теперь отвечают предприниматели, а не генералы. И это очень хорошая новость.

Только что к Международной космической станции пристыковался космический корабль Dragon, и это, возможно, самая важная новость насыщенной событиями весны. Совсем не потому, что МКС может претендовать в 2012 году на какой-то особенный статус — это давно не так. И не потому, что NASA нашла, наконец, транспорт для доставки грузов на орбиту. И не потому даже, что в космической программе США и России наступает некоторое оживление; после кризиса программа только хиреет. Главное достоинство нового корабля в том, что он является плодом частной инициативы. И знаменует собой не новый этап освоения космоса, а новый этап прогресса вообще.

Космос занимает особое место среди технических увлечений человечества. Практически все согласны, что его изучение — достойная цель, на которую можно и нужно тратить большие ресурсы. Никто при этом — или почти никто — не верит всерьез, что эта деятельность когда-нибудь окупится. Это особенно верно, когда речь заходит об МКС. Научные результаты, которые получают на станции, не заслуживают и доли тех средств, которые уходят на ее работу. Смысл существования МКС — символическое желание избирателей и налогоплательщиков видеть, что человек покорил космос.

Неудивительно, что такое бессмысленное занятие, согласно распространенному мнению, не способен финансировать никто, кроме правительств развитых стран. Ведь для реализации успешной космической программы нужны десятилетия накопленного опыта, гонка вооружений и сверхусилия тысяч людей — научных сотрудников, чиновников и космонавтов. Не помешает и холодная война — когда бы не она, мы бы и вправду наблюдали высадку на Луну только в постановке Стивена Спилберга.

За последний год мы узнали, как хрупок бывает прогресс, основанный на доброй воле правительств. NASA сократили финансирование, программу шаттлов закрыли, не пустив взамен ничего нового, а вся деятельность «Роскосмоса» напоминает плохое кино, в котором варвары 2300 года н.э. вытачивают наконечники стрел из обломков синхрофазотрона. И тут появляется частная компания Space X и показывает всему миру, как именно надо осваивать космос.

Корабль Dragon и ракета-носитель Falcon 9, которая вывела его на орбиту, были сделаны с нуля меньше чем за десять лет. На их разработку, по прикидкам NASA, ушло в несколько раз меньше денег, чем потребовалось бы на создание транспорта аналогичной грузоподъемности самому агентству. А успешный тестовый полет прошел в декабре 2010 года, как раз тогда, когда, в связи с прекращением полетов шаттлов, появился спрос на услуги Space X. Этим и отличается бизнес от государственной программы.

Дело, конечно, не в том, что Space X экономит деньги налогоплательщиков: на данный момент единственным заказчиком компании является NASA, которая должна заплатить $1,6 млрд за 12 транспортов на МКС. Дело в менеджменте. Создатель компании Элон Маск отвечает перед своими инвесторами. Финансирование его космической одиссеи не зависит от президента Обамы, но зависит от того, насколько эффективно он распоряжается ресурсами компании.

Элон Маск — персонаж для романа, а не годового отчета акционеров. Выходец из ЮАР, он написал свою первую коммерчески успешную программу в 12 лет: ее купили за $500. В 17 он ушел из дома, в 24 поступил в Стэнфорд, но бросил университет через два дня, чтобы открыть собственную компанию. Через четыре года его компанию Zip2 (система контент-менеджмента) купила AltaVista — за $300 млн. Свое следующее предприятие — систему платежей X.com — он объединил с PayPal, и когда через два года платежную компанию за $1,5 млрд купил eBay, получил как крупнейший акционер $175 млн.

На эти деньги Маск запустил три компании. Одна из них, Tesla Motors, разрабатывает электрические автомобили (очередная модель выходит 22 июня). Рыночная капитализация компании превышает $3 млрд. Другая фирма, созданная с его участием, Solar City — это крупнейший провайдер технологий солнечной энергетики в Калифорнии. Третья — собственно Space Х. Маск не ставит себе скромных задач, но кто будет винить человека с такой судьбой за то, что у него появился комплекс демиурга.

Маск разбогател, едва разменяв четвертый десяток, и ему захотелось, по собственному признанию, решать проблемы, которые «особенно важны для будущего человечества». Хорошая новость состоит в том, что тут он не одинок. Он всего лишь один, пусть и самый яркий, представитель целого поколения предпринимателей, сделавших состояние на информационных технологиях.

Вот только несколько примеров. Основатель Amazon Джефф Безос построил собственный космодром в Техасе и основал компанию Blue Origin, которая разрабатывает суда для суборбитального туризма. Создатель компьютерных игр Doom и Quake Джон Кармак создал Безосу конкурента — компанию Armadillo Aerospace. Основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж (вместе с коллегой Эриком Шмидтом), создатель Microsoft Office Чарльз Симони и режиссер Кэмерон инвестируют в компанию Planetary resources, которая разрабатывает технологии добычи полезных ископаемых на астероидах.

Все эти проекты объединяют общие свойства. Во-первых, люди, которые за ними стоят, это практически всегда предприниматели, создавшие собственным трудом и талантом многомиллиардные компании. В этот ряд можно добавить и Ричарда Брэнсона с его Virgin Galactic. Во-вторых, люди эти не верят, что жизнеспособный проект может быть по определению убыточным, и заранее думают о том, как он будет окупаться. Кому как не им знать, что лучший способ вырастить компанию — это найти благодарного потребителя. Наконец, они рассматривают свои проекты как бизнес, а не хобби. Находят венчурных инвесторов, считают деньги, зарабатывают там, где могут. Один раз у каждого из них получилось изменить мир, и они знают, как это делается.

Для космической отрасли полет Dragon — очень хорошая новость. Он позволяет надеяться, что космические программы будут развиваться и после того, как США или Китай потеряют к ним интерес. И это будет происходить гораздо эффективнее и быстрее, чем прежде. А если людям действительно важно знать, что кто-то из них прошел по поверхности Марса, то какая им разница, кто заплатил за полет. Главное, чтобы транспорт ходил по расписанию.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися