Привлечь иностранных инвесторов в экономику Киева столичная власть пытается путем проведения публичных мероприятий. Так, на Первом киевском инвестиционном форуме в конце марта презентовалась Стратегия развития Киева до 2025 г.
Сейчас по итогам форума в работе находятся около 2,5 тыс. проектов, сообщил Руслан Крамаренко, замглавы Киевской горгосадминистрации (КГГА). К сентябрю по большей части этих проектов будет завершено технико-экономическое обоснование и тендерная документация, заверил Крамаренко.
Также в интервью он рассказал о результатах апрельского форума венчуров из Кремниевой долины в Киеве.
— Каков суммарный итог форума венчуров?
— Киев получил очень положительный опыт, хотя не обошлось без казусов. В первый день своего визита венчуры были у посла США Джона Теффта, который рассказал, что они попали в очень коррумпированную страну. Но уже к концу этого же дня настроение венчуров значительно улучшилось — они увидели наши дата-центры, наш уровень проникновения Интернета. Впечатление от слов посла, таким образом, было нивелировано.
Кстати, мало кто верил, что нам удастся провести форум такого уровня. Многие пытались сделать аналогичный проект — и Наталья Королевская, и Виктория Тигипко. Но удалось провести форум именно нам.
Особая удача в том, что ранее бизнес-инкубаторы и владельцы стартапов рекламировали исключительно себя. А мы смогли построить мост между Киевом и Силиконовой долиной.
— Главное, чтобы по этому мосту движение стало двусторонним. Какие реакции со стороны венчуров?
— Например, 70% из венчуров, которые приезжали, посетят Евро-2012. То есть, приедут они уже не одни, а семьями и друзьями. Это, конечно, можно расценивать как шутку, но это важный контакт — эмоциональный. И он установлен.
А если говорить совсем серьезно — они готовы работать с нами. Почти все дали свои фидбэки, в которых предусмотрены варианты сотрудничества, от запуска систем обучения для желающих делать стартапы — до более масштабных программ, включающих инвестирование в проекты. Первый образовательный модуль в Киеве пройдет в конце июня.
Почти каждый из венчуров, которые посетили форум, — люди с богатыми биографиями. Многие из Азии, Европы. Они уже прошли тот непростой путь, который мы только начинаем. Потому они открыты к новым формам работы.
Мы придумали несколько разумных рабочих схем. Внутренние консультации по этим схемам завершаются. И когда венчуры приедут на футбол, мы разбавим их отдых работой. Лето будет занято организационным периодом, а активное сотрудничество начнем уже в сентябре.
— Насколько известно, венчуры уже выбрали несколько стартапов под финансирование.
— Было представлено 20 стартапов, выбрали три. Активные переговоры сейчас идут с Best.Ua. Более детально рассказать не могу, поскольку переговоры идут напрямую и я не могу нарушать тайну переговоров.
Но в ближайших планах расширить киевский конкурс — сделать всеукраинский конкурс IT-проектов. Силиконовой долине интересны очень многие направления в области IT-технологий. В то же время, городу интереснее проекты, связанные с реальным городским хозяйством.
— В то же время, программа «умных светофоров» внедряется уже минимум пять лет.
— Это те проекты, которые внедрялись, но недовнедрились. И в этом сложность. Так, я с первого дня хочу, чтобы работали световые табло на Бажана и Телиги, но там тоже свои хвосты — уголовные дела, незавершенные тендера, арестованное оборудование. В июне, вроде, эти табло должны начать работать. Но это я к тому, что перестраивать всегда тяжелее, чем строить с ноля.
— В центре внимания на форуме венчуров был проект Bionic Hill. Каковы его перспективы? Или это станет очередным прекрасным проектом, который зависнет на полпути к реализации?
— Этот проект не был в центре внимания венчуров. Мы на его примере хотели показать масштабы, с которыми мы можем работать, количество наших IT-специалистов.
Кстати, количество IT-специалистов подтвердил и Теффт, и статистика его подтверждает — Украина входит в пятерку ведущих стран по этому показателю. А по оффшорному программированию — в тройку лидеров.
Потому Bionic Hill был представлен как совершенно реальный проект — у нас ведутся переговоры с компаниями, которые могут открыть в нем свои офисы.
Прожектом же, как «Киев Сити», чья история тянется с 2001 г., Bionic Hill не станет, потому что земля под ним не находится в городской собственности. Это частная инициатива и городу здесь необходимо просто не мешать.
— Компания, которой принадлежит участок, хотела изначально строить жилье, но потом у нее что-то не заладилось. И потому родилась идея Bionic Hill?
— Идея строительства очередного спального района, полагаю, несколько неверна. Вначале надо создавать рабочие места, а затем уже строить жилой район. А рабочие места можно создать там, где есть недорогая аренда.
— Есть какие-то гарантии, что в случае запуска Bionic Hill он не превратится в мегаофис с дешевыми помещениями для всех желающих, а не IT-компаний?
— Во-первых, мы позиционируем Bionic Hill как IT-городок. Соответственно, ведем переговоры именно с профильными компаниями.
Во-вторых, депутаты Верховной Рады сейчас разрабатывают два законопроекта — по технопаркам и инновационным паркам. Мы намерены, в случае принятия данных законов, придать Bionic Hill именно такой статус. В законах будут прописаны критерии, определяющие компании, которые участвуют в создании и работе технопарков.
Кроме того, если мы из центра города переместим на окраину офисные помещения, горожане будут только счастливы.
— Безусловно. Большинство участников опроса определили расширение инфраструктуры левого берега как приоритет в развитии Киева. Но все равно в такого рода проектах кроется риск. Например, российское Сколково.
— Но мы же не питаем иллюзий и не собираемся строить очередное Сколково или Силиконовую долину. Наступать на чужие грабли мы не намерены — Украина такое не потянет. Бюджет того же Сколково — около 50 млрд долларов, при ежегодных инвестициях в районе 5 млрд долларов. О таких цифрах и речь не идет.
Мы отталкиваемся от реалий. Например, IBM собирается построить центр обслуживания своих клиентов в странах Восточной Европы — на 2,5-3 тыс. рабочих мест. И мы участвуем в этом конкурсе. И это не единственный пример — очень многие компании рассматривают возможность перенесения своих офисов из Западной Европы в Восточную.
С другой стороны, городу нужны офисные помещения, которые дадут городу определенные налоговые и арендные поступления. Кроме того, как показал опыт Силиконовой долины, концентрация специалистов в одной локации удобна самим компаниям — они, конечно, перетекают из компании в компанию, но никуда не деваются.
Благодаря инновационному парку планируется создание 35 тыс. новых рабочих мест, которые обеспечат рост валового регионального продукта и поступления только НДФЛ менее 600 млн грн в год. Со своей стороны город гарантирует поддержку проекта Bionic Hill и берет на себя расходы по строительству дороги до парка и проведения всех необходимых инженерных сетей.
— Кстати, идея, обсуждавшаяся еще в прошлом году — создание муниципального IT-городка. Эта идея поднималась на встрече с венчурами? На каком этапе проект?
— После общения с венчурами я окончательно понял, что создание коммунального бизнес-инкубатора — это утопия.
Допустим, создадим мы этот бизнес-инкубатор. Что это будет означать? Дешевую аренду и какую-то финансовую поддержку от города.
Что будет происхожить дальше? Обязательно позвонит некий весьма уважаемый человек и попросит за «очень хорошую компанию», которой нужны, условно, 150 кв. м недорогой аренды и некоторое количество денег. При наличии в столице неимоверного количества таких уважаемых людей, мы офис заполним за неделю.
Выгнать этих людей из офиса будет уже невозможно. И на выходе мы не получим не то что IT-городок, но, в лучшем случае, там не будет оффшорных компаний.
— Не факт, что не будет оффшорных компаний.
— Именно, не факт. Потому из общения с венчурами я вынес, что правильнее создать условия для развития бизнес-инкубаторов, наладить обучение стартаперов и помочь им с продвижением. Для города это лучше, поскольку через такие проекты община тоже будет участвовать в этих бизнесах.
Учитывая, что проекты были со всей Украины, мы можем именно в Киеве наладить реализацию проектов и бизнес-инкубаторов.
— Участие в бизнесе — это понятно. Но как частные бизнес-инкбаторы могут сотрудничать с городом, есть примеры?
— Например, схема движения городского транспорта родилась в частном бизнес-инкубаторе. «Карточка киевлянина» — тоже. Идея «Карточки школьника» пришла из школьного конкурса проектов.
Наша задача, чтобы эти предприниматели оставались здесь, работали здесь. Именно в этом главная задача города. У нас ниша инкубаторов не занята, хотя стоящих стартапов все больше. В результате все большее число проектов ищет поддержку в России, Европе и США.
И сами венчуры рекомендовали бизнес-инкубаторам поменьше заниматься глобалистикой и побольше — решением локальных задач, в пределах города, страны. Этому процессу надо поспособствовать, чтобы специалисты не искали другие места для реализации своих идей. Иначе программистов-гастарбайтеров в мире будет очень много, а здесь не будет программистов. Здесь должен быть спрос на IT-специалистов.
— В каком формате частные инкубаторы могут сотрудничать со стартаперами и с городом?
— Это их право выбирать, в какой форме сотрудничать. Я в прошлом году посещал Кремниевую долину и встречался с руководителями крупнейших инкубаторов. В США количество претендентов на одно место, к примеру в Y Combinator и 500 Startups, часто превышает конкурс в Стэнфордском университете.
Есть два основных подхода — одни инкубаторы оказывают консалтинговые услуги и помогают презентовать проект инвестору, другие — обеспечивают будущих предпринимателей офисом, финансами и технической базой.
Классический инкубатор предоставляет компании инфраструктуру, офис, организовывает образовательные мероприятия. В некоторых случаях также предлагаются небольшие инвестиции.
Еще один тип инкубаторов называется акселераторами. Они работают с прошедшим конкурс проектом индивидуально, привлекая финансовые ресурсы и опытных экспертов-менторов. Главная задача акселераторов заключается в том, чтобы совместно со стартаперами за ограниченный период создать инвестиционно-привлекательный продукт на уровне рабочей версии или прототипа.
Взаимоотношения стартапера с инкубатором могут строиться как на платной, так и на бесплатной основе. В первом случае за фиксированную плату предприниматель получает доступ к обучающей программе, семинарам и коучинговым сессиям. Либо за размещение стартапа инкубатор получает небольшую долю в бизнесе.
— Понятно, что первый вариант, когда предприниматель сохраняет за собой право на бизнес, более приемлемо. Но тогда он должен иметь 10-20 тыс. долларов на консалтинговые услуги, на первоначальные вложения. Возможно ли на этом этапе участие города, например льготное кредитование такого обучения?
— Я вижу другое решение. Есть ряд организаций, которые дают гранты на подобное обучение. Это не кредит, который надо возвращать. Город в это ситуации может выступить посредником — помогать стартаперам правильно оформлять грантовые заявки и находить для них оптимального донора.
Но! Для этого город должен нарастить «процент усвояемости» грантов. Грубо говоря, составить для себя некую успешную кредитную историю. Пока на счету города минимальное количество грантов, я имею в виду все сферы. А тот, кто когда-нибудь работал в этой сфере, знает, что труднее всего дается первый грант, последующие даются легче.
В связи с этим мы сейчас ставим задачу для всех городских служб отработать все возможные варианты по грантовым программам, и целиться не на те, где дают больше денег, а на те, которые сможем максимально быстро реализовать. Когда у нас уже будет некая история успешной работы с грантами, нам будет легче получать новые, будет отработан алгоритм и будет создана своя репутация на этом рынке.
— Венчурами рассматривались проекты по управлению городским хозяйством, в частности, транспортными потоками?
— Сейчас компания BSG при поддержке Фонда «Эффективное управление» сосредоточилась на разработке централизованной системы управления транспортом. К июлю-августу должны дать свое видение по этому вопросу.
— Важный момент развития транспортной составляющей — строительство метро на Троещину. Будут ли инвестиции, чьи и на каких условиях?
— С моей точки зрения, это самый интересный из существующих проектов. Во-первых, не так велика протяженность этой ветки.
Во-вторых, это левый берег, значит, глубина залегания будет невелика — даже если строить по ул. Маяковского. А это существенно снижает и стоимость работ, и скорость введения в эксплуатацию. Кроме того, эта ветка может тарифицироваться по отдельной сетке, со своим подвижным составом.
Сейчас девять компаний подали свои предложения на разработку бизнес-плана и схемы финансового закрытия процесса. Ответить сегодня на вопрос, когда, какие и на каких условиях зайдут деньги, невозможно.
Первого июня пройдет раскрытие документации. Следовательно, на март 2013 г. будет проведен конкурс на привлечение инвестора по разработанной схеме финансирования.
А сегодня надо учесть затраты, которые уже сделаны, стоимость земли. Необходимо будет понять уровень себестоимости и платы за проезд. И затем уже будет формироваться бизнес-план.
— Какие компании участвуют в конкурсе?
— Французы, канадцы, россияне, немцы. Нет ни одной компании-бабочки. Инвесткомиссия будет проходить в открытом режиме.
— И по перехваточным парковкам на въезде в город: на каком этапе реализация проекта?
— На этапе разработки документации и оформления земельных участков, согласно ранее заявленным планам. На ближайшую сессию горсовета будет вынесен вопрос о землеотводах под КП «Киевпарксервис».
Антон Подлуцкий
22 травня 2012, 16:34
Коментарі