Новый закон гарантирования вкладов физлиц уничтожит банковскую систему Украины
Банковские вклады вне гарантии
С 21 сентября 2012 года вступает в силу подписанный 19 марта президентом Украины закон №4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц». С этого момента никто из вкладчиков не сможет быть уверен, что в случае проблем в банковской системе он вернет свои деньги. Если в настоящее время Фонд гарантирует возврат вкладов в сумме до 150 тыс. грн, то со дня вступления в действие нового закона сумма может быть установлена любая — например, 10 тыс. грн или тысяча гривен, поскольку определять сумму возврата по банковским вкладам будет административный совет Фонда, исходя из имеющихся ресурсов.
Что теряют вкладчики с принятием нового закона?
На главной странице сайта Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) на видном месте указан «размер гарантированной суммы возмещения по вкладам, включая проценты, — 150 тыс. грн». Естественно, что у подавляющего большинства вкладчиков размеры их депозитов гораздо скромнее. А те, у кого они больше, — просто разбросали вклады по нескольким банкам и успокоились - «в случае чего — Фонд выплатит».
При этом мало кто задумывается о том, что возможности самого Фонда — не безграничны. Согласно информации, размещенной на его сайте, на 1 января 2012 года Фондом были аккумулированы 4,827 млрд грн. С того времени прошло почти 3 месяца. Фонд производит выплаты вкладчикам 19-ти ликвидируемых банков, следовательно, стоит предположить, что эта сумма еще уменьшилась. В то же время в одном «Приватбанке» на 1.02.2012 года сумма вкладов физических лиц составила почти 71,9 млрд грн — это в 15 раз больше суммы, аккумулированной Фондом. И в случае проблем у этого солидного банковского заведения у Фонда не будет никакой возможности выплатить каждому его вклад в полной мере.
Именно для того, чтобы выйти из этой щекотливой ситуации, в новом Законе и была заложена норма, согласно которой теперь размер гарантированной суммы возмещения по вкладам устанавливает так называемый административный совет Фонда, состоящий из пяти человек: двое — представители Национального банка Украины, один — представитель Кабинета министров, еще один — представитель профильного комитета Верховной рады и директор-распорядитель фонда (по должности). Эти люди и будут решать, какой будет предельная сумма возмещения. И уж явно данная норма заложена не для того, чтобы увеличить существующую граничную сумму возмещения.
Кроме того, в п.16 ч.5 статьи 12 закона предусмотрено, что при условии недоступности вкладов в банке исполнительная дирекция фонда принимает решение о предоставлении целевого кредита банку с целью осуществления выплат «по вкладам вкладчиков по договорам, срок действия которых закончился, а также по договорам банковского счета вкладчиков». Нетрудно догадаться, кто реально сможет получить свои деньги в случае вступления в силу этой нормы закона, если вспомнить, как в 2008-2009 годах народные депутаты штурмовали здания проблемных «Надры», «Родовида» и «Укрпромбанка» с целью снять свои замороженные депозиты. Теперь данная проблема будет решена, но только для них. А остальным придется ждать, что останется в закромах Фонда.
Вкладчики иностранных банков — «вне закона»
В новый закон включено интереснейшее дополнение. А именно: в п.9 ч.4 статьи 26, где перечисляются случаи, в которых Фонд не осуществляет выплату возмещений по вкладам, сказано: «по вкладам в филиалах иностранных банков». При этом нигде в тексте не сделано уточнение, что именно подразумевает данный Закон под «филиалами иностранных банков». Нет этого казалось бы крайне важного определения и в статье 2 Закона, озаглавленной «Определение терминов». Таким образом, можно предположить, что сюда можно отнести не только филиалы «дочерних структур» иностранных банков — российских, немецких, французских, австрийских, итальянских, греческих — но и банки с участием иностранного капитала, такие как, например, «Проминвестбанк», который уже пострадал в 2008 году в результате спланированной паники вкладчиков.
Очевидно, авторы данного закона предположили, что «мамы» — иностранные банки должны самостоятельно позаботиться о своих «дочках» и своевременно снабдить их необходимыми ресурсами. Или же подумали, что население поверит в надежность инобанков и не пойдет выносить из них все. Так или иначе, но принятием данной нормы Закона все иностранные банки в Украине поставлены под удар. И как только данный Закон станет достоянием общественности, нетрудно предположить реакцию вкладчиков, которым с 21 сентября никто уже ничего не гарантирует.
Стоит ли держать деньги в банках?
Невольно вспоминается осень-зима 2008-2009 года. Тогда в результате возникшей паники банковская система потеряла около 60 млрд грн вкладов. И только мораторий на досрочную выдачу вкладов, введенный Национальным банком 13 октября 2008 года, спас банковскую систему от полного обрушения. Впрочем, за это заплатили вкладчики, державшие в банках национальную валюту — их вклады обесценились одновременно с ростом курса доллара. Последовавшие за этими событиями три года стабильности усыпили бдительность населения, которое вновь понесло свои деньги в банки. За 2 месяца 2012 года, по данным Национального банка, вклады населения увеличились на 14,5 млрд грн. Причин такого роста было две: во-первых, стабильный курс национальной валюты внушил населению уверенность в стабильности и банковской системы в целом. Во-вторых, задекларированная гарантированная сумма возврата в размере 150 тыс. грн.
Однако в последнее время представители разных партий заявляют о грядущей девальвации валюты. И вот — из-под ног вкладчиков была убрана последняя скамейка — гарантированные 150 тыс. грн могут в любой момент уменьшиться до непредсказуемой величины.
Так стоит ли рисковать в данных условиях? Очевидно, что риск потери существенно превысил возможные доходы от процентов по депозитам. А риск девальвации сводит на нет преимущества гривневых депозитов с более высокими процентными ставками.
Куда теперь?
В данной ситуации у населения осталось 6 месяцев чтобы решить, куда направить деньги с депозитов. Вариантов немного: наличная валюта, золотые слитки или товары длительного пользования. Некоторые рассматривают в качестве альтернативы банковские ячейки, однако в свете постоянных законодательных новшеств нет гарантии, что и до них не доберутся наши «реформаторы». Видно, не дают покоя властным эшелонам $60 млрд «в матрацах» населения, а в условиях отсутствия кредита от МВФ и других международных организаций и необходимости осуществления ежемесячного платежа за газ российскому «Газпрому» эти ресурсы видятся, очевидно, единственным способом расплатиться. Вот и рождаются подобные Законы с задекларированной заботой о населении, но с явно другими целями.
Читайте здесь официальное заявление Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Егор Зеленский
Коментарі - 88
Тут еще МАЛО написано… :)
Смешно?
Да не — если серьёзно я то против данного новшества, и честно говоря не совсем понимаю, но то такое — поживём посмотрим. Если б ввели, что нельзя досрочно забирать — я бы понял, тут — пока не ясно…
— відокремлений структурний підрозділ іноземного банку, що не має статусу юридичної особи і провадить банківську діяльність на території України.
Не катит. :) Нету у нас таких пока.
Это просто талант, так и из мухи сделать слона, когда слона нет, даже на горизонте. Довольно, таки странные люди, сами себе придумывают приключения. А там где действительно проблема не замечают.
Но настанет 21 сентября — и закон вступит в силу. И вот тогда посмотрим, КАКОЙ будет гарантированная сумма.
Впрочем… до первого СЕРЬЕЗНОГО «звоночка» она может оставаться 150к. А вот если придется ликвидировать КРУПНЫЙ банк… тогда и посмотрим, исходя из возможностей фонда… сколько они поставят.
И никто(!) не ответил за те события… никто. Шаповалов, который все это курировал, тихонько ушел в отставку… Савченка уволили… и все спустили на тормозах.
1. Ви кажите про очікуваний приток валюти в один млрд. За три останні місяці минулого року зовнішній борг виріс більше ніж на 3 млдр.http://korrespondent.net/business/economics/1331422-vneshnij-dolg-ukrainy-prevysil-126-milliardov-dollarov Виходить, що швидкість зростання запозичень значно перевищує очікувані надходження. І шансів на стабілізацію немає. Про це свідчить звернення уряду до МВФ, яке днями обсуждали.
2. Рівень емісії суттєво зріс і буде зростати.
3. Використовувати депозит, як інструмент доходів отримання стало ризиковану. В усякому разі всі розуміють, що настав час забирати.
зачем подписал такое янык? думаю не просто так, от нефиг делать думал чтоб написать… взял и написал. вряд ли правда же?
это либо обвадной удар по яйцам ( вариантов масса и шухер навести и принять-отменить и с банкирами «побазарить» да мало ли ), либо прямо цель (тут читай как есть государство моет руки)
Филия иноземного банку и банк с иностранным капиталом — две абсолютно разные вещи. Потрудился бы найти определение «філія іноземного банку» в законодательстве украины, что ли, прежде чем в статейку тиснуть материал…
Это серьезный вопрос. ОТКУДА бежать и КУДА бежать… и стоит ли бежать...? Вот в чем вопрос.
Зачем эта строка появилась? :)
Забылось уже? — bin.ua/59813-.html
В чём отличие филиала иностранного банка от украинского банка пусть даже и со 100%-м иностранным капиталом?:)
В какой мере мама отвечает по обязам своей украинской «доци» в первом и во втором случае?
Хотите держать деньги в филиале иностранного банка — все вопросы к иностранному банку. ДЕржите деньги в украинском банке — на вклад распространяется механизм возмещения ФГВФЛ. Где-то так…
«Безусловно, это большая ошибка. По существу в законе гарантировалась конкретная сумма, теперь полномочия по определению этой суммы остается на Административном совете. Причем, Административный совет изменился. Если раньше туда входили представители банков, которые 90% средств дают в тот фонд — Ассоциация украинских банков там была представлена, Национальный банк двумя людьми, Министерство финансов и Министерство экономики. На сегодня: Министерство финансов, Кабинет Министров, Комитет профильный парламента, и глава самого фонда — эти люди будут определять этот размер»
«Я считаю, что здесь подставили Президента. В первом чтении этот законопроект прорабатывался при содействии Всемирного банка, всех профессиональных структур, он был отработан, на второе чтение внесли без согласования изменения, и мы получили вот такой закон»,
очередная схема мошенничества все в «наших руках» когда надо подведем нужный банк к банкротству потом вкладчикам сунем мелочь 1-2 тыс гривен а может и вообще только 100 ( наши фокусники способны на все ) остальное — навар Красиво!!!
МРАЗИ!!!
1) Фонд не відшкодовує кошти суб'єкта підприємницької діяльності, який уклав договір банківського вкладу (депозиту).
Что имеется ввмду: счета 2620..., 2625..., 2630..., 2635… тоже могут подпадать под эту норму? Особенно в свете того что сейчас действуэть норма согласно которой обо всех счетах СПД банк сообщает налоговой (даже тех же депозитах ФЛ (2635… и т.п.)
2) Кто читал закон об Ощадбанке? Там тоже в случае чего валютные депозиты возвращают «по курсу НБУ на день...»?
Есть еще закон «Про банки і банківську діяльність»
Стаття 57. Гарантування вкладів фізичних осіб
… Вклади фізичних осіб Державного ощадного банку України гарантуються державою.
По пункту 2): с «Ощадом» ничего не случится. НИКОГДА. А если вдруг комета упадет прямо на «Ощад»… тогда да, «по курсу НБУ...»
2) на днях по Ощаду примерно то же самое сказал и Третьяков в «Портретах» на 5-м канале.
economics.unian.net/ukr/detail/140808
«… Сума граничного розміру відшкодування не може бути меншою 150 000 гривень. Зазначений граничний розмір відшкодування за рахунок коштів Фонду може бути збільшено за рішенням адміністративної ради Фонду залежно від тенденцій розвитку ринку ресурсів, залучених від вкладників учасниками Фонду.». Теперь понятно? Вы в своей статье даже не вспомнили о столь существенной поправке. Я думаю поправка будет принята и только тогда всё вопли фонда, будут чего-то стоить (не больше 150 000 грн.)
w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?id=&pf3516=10520&skl=7